17 января под председательством Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание, посвященное вопросам применения нового порядка формирования и финансирования госпрограмм развития Узбекистана.
В ходе совещания глава нашего государства подверг критике наблюдавшуюся прежде беспорядочную организацию работы в инвестиционной сфере.
Прежде руководители сферы в погоне за громкими цифрами занимались приукрашиванием показателей привлечения и освоения инвестиций. Вследствие этого руководители хокимиятов и отраслей, чтобы выполнить эту "нагрузку", были вынуждены включать в инвестиционные программы неэффективные, несоответствующие развитию регионов и отраслей проекты без конкретных источников финансирования и инициаторов, отметил Президент.
«Так, в период 2012-2017 годов акционерное общество "Узбекэнерго" включило в инвестиционные программы 14 проектов общей стоимостью 3,3 миллиарда долларов США. Впоследствии все они были признаны нецелесообразными и прекращены решениями правительства. Вызывает недоумение, почему же на подготовку документации по этим проектам затрачено 185 миллионов долларов», - отметил он.
Шавкат Мирзиёев также добавил, что имеется ряд проблем в формировании инвестиционных программ и экспертизе проектов. Этот процесс осуществлялся по критериям и процедурам, определенным в постановлениях 15-летней давности. В частности, в результате многократных повторных согласований технико-экономического обоснования, бизнес-плана и тендерной документации по проектам их экспертиза затягивалась до 6 месяцев вместо положенных 15 дней. Это приводило к удорожанию и снижению рентабельности инвестиционного проекта.
Из-за просчетов в формировании проектов, не привлечения средств инвесторов на их реализацию многие предприятия обанкротились. Коммерческие банки, на которых было возложено оздоровление предприятий, также понесли большие убытки. С учетом этого, начиная с текущего года, прекращена практика передачи предприятий-банкротов на баланс банков.
Вследствие поверхностного экономического анализа проекты не оправдывали себя и после ввода мощностей в строй. Из-за отсутствия сырья, доступа к электроэнергии и газу, экономической неэффективности производство продукции не налаживалось.
Некоторые незавершенные или нереализованные в срок проекты годами кочевали из программы в программу. К примеру, проект лабораторного оснащения Государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора был включен в инвестиционную программу сперва в 2015 году, затем – в 2016 и 2017 годах.
«Впредь в государственные программы развития будут включены только те проекты, которые имеют предварительное технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию», - особо отметил Шавкат Мирзиёев.
Глава государства предложил внедрить в качестве эксперимента в городе Ташкенте, Ташкентской и Самаркандской областях практику реализации проектов с использованием энергосберегающих, современных строительных материалов и легких конструкций и достичь посредством этого снижения их стоимости на 20-30 процентов.
«Сэкономленные средства останутся в полном распоряжении города или района, где реализуется проект, и будут направлены на решение социальных и коммунальных вопросов этой территории», - сказал Президент.
«Впредь, при повторном допущении случаев включения в такую государственную программу развития, как инвестиционная программа, не тщательно проработанных, не имеющих конкретных источников финансирования и исполнителей, существующих только на бумаге проектов, соответствующие руководители будут отвечать перед законом», - подчеркнул Шавкат Мирзиёев.
На совещании рассмотрены вопросы рационального использования бюджетных и инвестиций средств, расширения базы финансирования, совершенствования системы налоговых льгот и другие. Должностным лицам даны соответствующие поручения.