Сенатор предложил принимать законы только на узбекском языке

Сенатор предложил принимать законы только на узбекском языке
В Узбекистане разгорелась дискуссия вокруг языка, на котором должны приниматься законы. Сенатор Азамат Зиё выступил с инициативой, чтобы все законодательные акты в стране разрабатывались и принимались исключительно на узбекском языке. Это заявление прозвучало во время обсуждения законопроекта о внесении изменений в действующие нормативные акты. Депутат Елена Бабенко, в свою очередь, призвала коллегу не торопиться с выводами и напомнила о практической стороне вопроса.

На заседании сенаторы рассматривали проект закона, представленный одновременно на узбекском и русском языках. Азамат Зиё выразил несогласие с таким подходом. По его мнению, до официального утверждения документ должен быть только на государственном языке, а перевод на другие языки, включая русский, допустим лишь после принятия. Сенатор настаивал, что использование русского языка в текстах законов противоречит законодательным нормам Узбекистана, и такие документы не могут считаться официальными.

Председатель комитета Сената по бюджету и экономическим вопросам Эркин Гадоев попытался пояснить, что обсуждаемые поправки касаются уже действующего закона, который изначально был принят на двух языках. Однако Азамат Зиё остался при своем мнении, подчеркивая важность использования исключительно узбекского языка в законодательной практике.

Депутат Елена Бабенко, комментируя ситуацию, отметила, что разработка законов часто опирается на международные и зарубежные нормативные акты, которые доступны преимущественно на русском языке. Она пояснила, что русскоязычные базы данных широко используются специалистами при подготовке законопроектов. Бабенко привела примеры, когда инициаторы законодательных изменений заказывали переводы иностранных законов с китайского, английского или французского языков. Однако такие переводы нередко оказывались бесполезными, так как нормы иностранных актов сложно адаптировать к местному законодательству. Это приводило к напрасным затратам.

Кроме того, депутат напомнила, что в некоторых областях в Узбекистане работают преимущественно русскоязычные специалисты. Они готовят проекты документов, которые затем переводятся на узбекский язык профессиональными лингвистами. Бабенко также указала на случаи, когда Узбекистан присоединялся к международным соглашениям, изначально составленным на иностранных языках. В качестве примера она упомянула документы, связанные с исследованием и использованием космического пространства. Завершая свое выступление, депутат призвала сенатора не отвергать сложившуюся практику, сравнив это с попыткой «плевать в колодец».

Ранее в Узбекистане поднимались вопросы, связанные с использованием языков. Например, лидер партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров предлагал усилить меры ответственности за использование вывесок исключительно на иностранных языках. По его словам, такие действия демонстрируют неуважение к национальной идентичности.

В Узбекистане узбекский язык официально закреплен как государственный с 1989 года, однако русский язык до сих пор широко используется в деловой и образовательной сферах, особенно в крупных городах, таких как Ташкент.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Индия вам в пример с языком
    8 мая 2025 08:55
    Это ИБКД !!!!
    Имитация бурной кипучей деятельности.
    Что изменится если будут приниматься на узбекском языке?
    Тогда несколько миллионов гастарбайтеров приедут домой из России и будет им счастье и они благодаря этому смогут зарабатывать деньги на жизнь дома?
  2. Гала
    7 мая 2025 14:23
    Русский язык ,является международным и межнациональным языком ,особенно для жителей Узьекистана ,где больше 100 наций ,говорят на русском,И потом смогут ли им потом саециалисты грамотно переводить с узбеского на русский ,когда многие своего языка толком не знают,как преподнесут ?
  3. ZEVS
    6 мая 2025 01:33
    Своим замечанием,сенатор показал,что не знает собственную Конституцию(ст.4).Вы,хоть на китайском языке принимайте Законы,главное чтобы они выполнялись!
  4. KAHRAMON
    4 мая 2025 15:36
    В нашем могучем Узбекском языке 20000 слов.
    В английском 600 тысяч, Русском 400000 тысяч, в Китайском 500000....
    Исходя из этого можно сделать ВЫВОДЫ...
    1. Дед
      4 мая 2025 22:20
      KAHRAMON, на чуждых для нас языках хоть миллион слов, нам по-любому наш родной язык дороже.
    2. Поросюк
      8 мая 2025 07:30
      Дед,
      А шо не на родном пишешь?
    3. Гость
      5 мая 2025 06:20
      KAHRAMON,
      В эвенкийском языке существует больше десяти слов обозначающее состояние снега, в русском два. Бедный русский язык..
    4. СССР
      6 мая 2025 12:01
      Гость,
      Хотелось бы по подробнее.
    5. Любовь
      8 мая 2025 08:25
      KAHRAMON,
      Почитайте последние новости :
      "Чтобы узбекистанцы научились мыть руки, выделят 780 млрд сумов".
    6. Ссс
      9 мая 2025 05:35
      Любовь,
      Это вы не только руки .Даже лицо не моете!
  5. alex
    4 мая 2025 13:34
    Законы должны приниматься на Узбекском языке. А вот разрабатываться, обсуждаться и проверяться так, как удобно и так, чтобы наиболее качественно их проверить на противоречия и обходные маневры. Хоть на языке народов Зулу! Главное чтобы закон был правильный и работал на пользу страны.
  6. Диля
    4 мая 2025 02:46
    Боритесь с коррупцией и воровством. Знание языков только повышает интеллект молодёжи...
  7. Чингачгук
    3 мая 2025 20:40
    Расскажу вам один рассказ : однажды у попугая спросили что он думает про свободу. Он красноречиво и с полной грудью стал кричать про свободу и не останавливался ни на секунду. А потом у волка спросили про свободу и он ответил не знаю. Потом их обоих заперли в клетку на месяц. Через месяц открыли клетку попугая и увидели что он до сих пор кричит про свободу. А потом открыли клетку где заперли волка. Когда увидели волка он был мертвым . А причина смерти : разрыв сердца от тоски к свободе.
    Так и у нас у людей, кто больше кричит о свободе как попугай на самом деле ему все равно есть ли свобода или нет, главное вовремя еду подавали.
    Настоящий свободолюбивый никогда не жил в клетке и никогда не перед кем не согнет колени.
  8. KAHRAMON
    3 мая 2025 13:56
    Ж.Токаев президент Казахстана закрыл тему по языковому барьеру в Казахстане.
    Кто как желает и как ему удобно общается на любом языке, даже разрешил на языке Австралийских аборигенов.
  9. Золотая середина
    3 мая 2025 11:09
    Можно принимать на узбекском и потом переводить на все языка мира, но будет ли толку от этого.
    1. Интерес
      3 мая 2025 16:02
      Золотая середина,
      Законы в любой стране принимаются на гос языке.И у нас должны приниматься на узбекском, а потом уже переводиться на другие языки
  10. Зеленский
    3 мая 2025 08:26
    Законы в Узбекистане принимаются на государственном языке, а затем переводятся на русский и каракалпакский
  11. Qor Bobo
    3 мая 2025 03:26
    Провалили экзамен по гос языку.А ещё что то каркает.Шарманда.Анекдот.
  12. АликТашкентский
    3 мая 2025 01:29
    Умного человека сразу по лицу видно. Настоящий патриот и о народе думает
    1. Шавкат
      3 мая 2025 07:15
      АликТашкентский,
      Хороший сарказм.
  13. Анатолий
    2 мая 2025 23:02
    Очень четко видно и понятно, что этот сенатор выступает не за узбекский язык, а против Русского. Его мечта - это чтобы все жители Узбекистана забыли русский язык, о чем в первую очередь мечтают Англия и европейский союз.
    По моему мнению это откровенное вредительство государству Узбекистан - отнять возможность у его граждан свободно общаться с 200 миллионами жителями близлежащих государств.
    1. Дед
      3 мая 2025 11:24
      Анатолий, ну ты загнул, ничего ты так и не понял, он хочет чтоб в Узбекистане принимали закон на государственном (узбекском) языке, что является нормой для каждой страны.
    2. Интерес
      3 мая 2025 16:04
      Дед,
      Именно
    3. Интерес
      3 мая 2025 16:04
      Анатолий,
      Вам мерещится что- то .Он правильно говорит.А у Вас просто фобия .
  14. Как Есть
    2 мая 2025 22:10
    Сенатор скажи а кто ещё друг кроме России и в какую страну миллионами едут на заработки и какая страна поставляет газ нефть лес металл ещё кроме России
    1. Интерес
      3 мая 2025 16:09
      Как Есть,
      Да, нам бесплатно поставляют газ,нефть,лес , металл.Вот просто дарят и все.И наши мигранты отдыхают в России и им там ещё и денежки просто так дают.Мигранты же эти деньги отправляют в Узбекистан.Где ещё такое чудо увидишь?
    2. Активистка Аделя
      4 мая 2025 22:32
      Интерес,
      Не отдыхают, но имеют возможность заработать. Но есть нюансы...
    3. Дед
      3 мая 2025 16:19
      Как Есть, лучше ты расскажи еще какая страна кроме России нуждается в десятках миллионах трудовых мигрантах.
  15. Asakinskaya
    2 мая 2025 19:57
    Да хоть на китайском пусть принимают свои законы! Лишь бы были в защиту узбекистанцев, а не наоборот!
  16. Вот так то
    2 мая 2025 17:48
    А как их принимать на узбекском языке если чиновники диктант написать не могут?Может быть Сенат надо проэкзаменовать?Ведь судя по возрасту они все учились при Союзе и на кириллице.Не только диктант.но и сочинение.решение математических примеров,знание географии.истории.экономике и не словесно.а написать на латинице.Вот тогда посмотрим как продвижение законов пойдёт.Словесно говорить складно мы все мастера,а как правописание начнётся наверно надо будет за голову хвататься и снова за школьную парту.
  17. Справедливость30 лет
    2 мая 2025 17:08
    Кто это пускай за ценами следить!!
  18. Добрый Ошпаз
    2 мая 2025 15:38
    Вроде USAID ушёл,но вот этих дурэмразов всё ещё кто-то "танцует" за поласкать божий леденец.
    1. Интерес
      3 мая 2025 23:19
      Добрый Ошпаз,
      Недобрый повар.Что ты хочешь сказать?Ничего не понятно .Расшифруй, грамотей
  19. жохонгир обидович
    2 мая 2025 15:21
    пусть депутаты сначал сдадут экзамен по узбекскому языку на уровень С1
    1. Интерес
      3 мая 2025 23:20
      жохонгир обидович,
      Какое Вам дело до депутатов?Вы кто?
  20. Свистунов
    2 мая 2025 14:46
    Этим отвлекают , всё подорожало,а зарплаты и пенсии не повышают !! Народ законами не накормить!!!!!!
  21. ужастик
    2 мая 2025 14:20
    вопрос сенатору ! а кто то мешал раньше ? или он только очухался ? от спячки
  22. Саша
    2 мая 2025 14:15
    С начала надо определиться
    Узбекский язык
    На Латинице или Кириллица?
    То пишут так, то так.
    1. Активистка Аделя
      2 мая 2025 18:33
      Саша,
      Не надо определиться. Пусть каждый пишет как ему удобно, без принуждения.
  23. Топор
    2 мая 2025 14:03
    Значит еще больше будет путаницы в смысловых значениях.
    1. СМЕРШ
      2 мая 2025 14:39
      Топор,
      В этом то вся цель.
  24. Аль
    2 мая 2025 13:59
    Как задолбали уже со своими запретами на русский язык. Для чего раскачивают эту тему? Мы живём в Узбекистане, всё на узбекском языке, документация вся на узбекском языке, вывески на узбекском языке, даже меню заставляют делать на узбекском языке. Русский язык используют уже только для общения . И всё равно кому то он мешает. Очень много групп в тг ,где молодёжь,в основном с вилоятов, начинают призывать говорить только на узбекском, оскорбляют. Потому, что видят, что верхушка постоянно что то придумывают, касаемо языка. Нельзя так делать. Не дай бог, начнётся как в 90е. (((
    1. Гость
      2 мая 2025 16:41
      Аль,
      Тухмат килма. Ким санларни тилингни ман килябти? Бемалол гаплашиб юришибсанларку?
    2. Активистка Аделя
      2 мая 2025 18:39
      Гость,
      Учиб утиринг. Санларни деганингиз - ким будди. Миллатчилик килманг. Бошка миллатларни ман килишга кучисингиз хам етмайди. ( Перевод: Замолчите, точнее - з@т. к. н.и. т.е. с. ь. Не разводите национализм. Запретить другие нации силёнок не хватит у вас.)
    3. Интерес
      3 мая 2025 16:21
      Активистка Аделя,
      А не надо затыкать Он не написал ничего плохого Что он сказал плохого?Прочитайте ещё раз И не надо так затыкать .В каком оскорбительном тоне написали коммент.Никакого национализма нет В какой стране принимают законы не на гос языке?Назовите такую страну.Почитайте ,что пишут в Казахстане о гос языке.Во всех странах продвигают свой язык,потому что так и должно быть Самое главное ,чтобы не ущемляли другие языки.А у нас не запрещают говорить на русском языке Так чего вам ещё надо ?
    4. Активистка Аделя
      4 мая 2025 22:05
      Интерес,
      А вы мне не указывайте, будьте добры. Я не к вам обращаюсь. Право голоса , если он не имеет цели розни и провокации, имеет каждый. И разве я сказала, что законы не должны быть не на государственном. Вы сути не поняли. С русского языка переводить на европейские языки проще, есть опыт а с узбекского нет, как нет и специалистов с Европы, нет многих слов эквивалентов в узбекском языке , для того, чтобы его переводить на французский , немецкий и т.д.И потому что Узбекистан многоязычный. А каким тоном мне говорить, я сама решу - я с националистами не любезничаю. А с моего объективного взора в комментарии этого гражданина, которого вы горячо защищаете ч усмотрела именно неприязнь и сквозняк национализма.Попрошу вас меня не учить и не советовать. Надеюсь, комментарий пропустят...
    5. Интерес
      7 мая 2025 23:32
      Активистка Аделя,
      А что плохого написал гость ?Он спрашивает,кто запрещает русский язык.Он пишет, что вы говорите же на своем языке.И просит не клеветать Что же он плохого написал?За что Вы его затыкаете так грубо и пишете ,что с националистами не любезничаете.Какой же он националист?Он что,пишет ,чтобы запретили русский язык?Или пишет плохое о русских или других национальностях?Прочитайте заново комментарий гостя,вы не поняли ,что он хотел сказать .
    6. Активистка Аделя
      4 мая 2025 22:38
      Интерес,
      В Казахстане каждый знает русский язык- нам до них далековато. И их Президент очень хорошо сказал , что будут наказаны все , кто раскачивает провокационные темы о языке, независимо от национальности. Там , как раз вывески на любых языках, включая русский. И никто не орёт про то, что их надо менять. Никто ничего не продвигает. Есть государственный язык- казахский, и при этом право выбора, и чиновники большинство хорошо говорят и по казахский и по- русски. А у нас диктант по родному языку сдать не могут. Им ли нас учить, и законы выдвигать...
    7. Интерес
      7 мая 2025 23:38
      Активистка Аделя,
      Кстати ,недавно читала, что в Казахстане призывают продвигать свой государственный язык .Точно не могу написать, но что - то вроде этого.Поищите и найдете, в инете читала.Ничего плохого в этом не вижу .В любой стране гос язык должен быть на 1 месте, в том числе и в России.
    8. Интерес
      3 мая 2025 16:35
      Активистка Аделя,
      Своими комментариями провоцируете скандал, рознь между людьми .Попробуйте это же самое сказать или написать в других бывших республиках ,хотя бы в Казахстане .

      Активистка Аделя,
      Вот оно ваше уважение к узбекскому народу видно в комментарии.
    9. Гражданин МИРА
      6 мая 2025 10:56
      Активистка Аделя,
      Сначала почитай хорошенько, потом заткнись
  25. Вальдемарио зеленио
    2 мая 2025 13:55
    Дармоеды националисты! 30 лет они со своим узбекским языком носятся как курица с яйцом! Да отстаньте уже от русского языка, и от узбекского тоже отстаньте,займитесь насущными проблемами народа!
    1. Гость
      2 мая 2025 21:59
      Вальдемарио зеленио,
      Что значит,, со своим узбекским языком носятся"?Ты где живешь? Что значит отстаньте от русского языка? Тебя лично кто то ущемил за твой язык? Может быть это вам следует отстать уже от Узбекистана?
    2. Пилот
      3 мая 2025 07:10
      Гость, они думают что земля крутится вокруг них, и везде где бы они не проживали к языку страны проживания относятся так высокомерно, не хотят признавать что их поезд давно ушел.
    3. Малинка
      4 мая 2025 14:14
      Пилот,
      Интересно,на каком языке будешь общаться с другими. с бывшего советского союза ,например Азербайджанцем? Или в интернете, уже областная молодежь мучается,потому что не знают русского языка ,а так хочется в им Россию ,ну куда без значения языка он поедет?? Русских не осталось в областных городах ,поэтому по фигу на каком языке будете общаться .
    4. Пилот
      6 мая 2025 11:42
      Малинка, пусть тебя не волнует на каком будут общаться узбек с азербайджанцем, как нибудь без тебя разберутся. То что в областях не осталось это похвально. Постарайтесь чтобы и в Ташкенте хвалили после вас.
    5. Активистка Аделя
      4 мая 2025 22:58
      Вальдемарио зеленио,
      Сейчас вы не правы, и очень часто бывает. Как понять " со своим узбекским языком ", это что за пренебрежение. Мы живём в стране, где уважение ко всем языкам. А то, что провокаторы в виде пары- тройки депутатов что - то там блеют, и " мнение " высказывают ,не являющееся авторитетным, и тем более окончательным, не нужно из- за этого принижать государственный язык .Насчёт " отстать от русского языка, заняться .. проблемами народа "- поддерживаю.
  26. ДОСВИДОС
    2 мая 2025 13:53
    Очередной вылез !!
  27. Dadajon
    2 мая 2025 13:49
    таких дармоедов и провокаторов нужно сразу лишать должности.
    Пускай надзорные органы проверят сколько и какой работы проделал этот сенатор и есть ли вообще от него польза нашему народу.
    1. Интерес
      3 мая 2025 16:37
      Dadajon,
      Ник выбирайте не узбекский.Вы же не узбек
    2. Lena Karpova
      5 мая 2025 14:51
      Интерес,
      так и ваш ник тоже никакого отношения к гос.языку не имеет
    3. Интерес
      7 мая 2025 22:47
      Lena Karpova,
      Мой ник нейтральный .Я же не выбрала ник типа Алишер алкаш.А могла бы выбрать что- то вроде Иван алкаш.Но я не считаю это правильным.Как бы то ни было ,надо с уважением относиться друг к другу.Но вы все считаете, что имеете право оскорблять ,унижать ,но если вам ответят так же,начинаете обвинять в национализме.Пусть выбирает ник без намека на национальность или же пусть будет Папаша ,а не Dadajon.
  28. Гость
    2 мая 2025 13:39
    Сенатор прав. Бабенко цепляется за старое,изживающее себя, а жизнь идет вперед.
    1. Крис
      2 мая 2025 15:57
      Гость,
      ну не пиши тогда на русском? че пишешь?
    2. Интерес
      3 мая 2025 16:41
      Крис,
      Ну ты же должен понимать,что пишут.Ты не знаешь узбекский язык, да никакого другого и не знаешь Даже свой родной не знаешь на 4
  29. Статистика
    2 мая 2025 13:24
    Без комментариев!🤔
  30. Юсер
    2 мая 2025 13:20
    Если Уважаемый Сенатор гарантирует, что Закон принятый только на узбекском языке будет 100% исполняться - я за !
  31. Салам
    2 мая 2025 13:16
    Сначала может уровень жизни узбекистанцев подымите, зарплату инфляцию сократить, создадите рабочие места,проблемы с экологией, преступнлстью. Ведь это проблемы для Узбекистана. От того что все будет на Узбекский языке, все эти проблемы автоматически решатся?
    1. СМЕРШ
      2 мая 2025 14:41
      Салам,
      Это не модно в их кругу. За тявканье по этим вопросам могут отлучить от кормушки.
    2. Салам
      2 мая 2025 16:01
      СМЕРШ,
      Ну да, кто ж уйдёт добровольно от кормушки, служебная машина, жилье от государства, закуп делают шавки, а посадить и привлечь к ответственности не могут, так как все свои, все связаны, цепочка.
    3. Дед
      2 мая 2025 14:50
      Салам, еще какие будут пожелания, не стесняйся, а от того что присутствовал чужой язык все было хорошо?
    4. Салам
      2 мая 2025 18:39
      Дед,
      При чем здесь чужой???? В Узбекистане наверное не только Узбекистане живут, есть русские, украинцы,армяне,корейцы,казахи. И если в компании собрались несколько науиональностей общаться наверное будут на русском языке. Или ты хочешь превратить Узбекистан в моноглсударство, где будут только узбеки? Я знаю очень много узбекскихт семей которые своих детей отдают в русские школы . Может ты их ещё будешь учить, чтобы они не отдавали детей в такие школы?
    5. Дед
      2 мая 2025 23:04
      Салам, что ты хочешь вообще? Ты спросил улучшится ли жизнь если все будет на узбекском. А я спросил тебя было ли хорошо когда все было в перемешку? И при чем тут живущие другие народности? Ты хочешь спровоцировать и призывать к анархию? Есть закон и все независимо от национальности должны соблюдать и придерживаться закону! Не согласен иди гуляй!
    6. Активистка Аделя
      4 мая 2025 23:03
      Дед,
      Вот именно , когда всё было " вперемешку ", как вы выразились, было лучше- нет надуманных проблем, которые тоже напрягают людей , тогда когда реальных проблем и так полно.
    7. Салам
      2 мая 2025 18:50
      Дед,
      Привиде пример где есть страна где общаются только на одном языке и где живут именно граждане этой страны, других национальностей там нет
    8. Дед
      2 мая 2025 23:10
      Салам, зачем тебе такой пример? И кто тебя заставляет общаться только на одном языке? ты свободный человек помимо своего языка вполне имеешь право как полноценный гражданин общаться на государственном языке.
    9. Салам
      3 мая 2025 01:13
      Дед,
      Без тебя разберусь как с кем и где общаться и на каком языке. Твой ник не соответствует, старый дед ума нет. Так назови лучше свой ник.
    10. Интерес
      7 мая 2025 22:56
      Салам,
      Вас никто не заставляет говорить только на узбекском языке.Что вы все переводите стрелки?Притворяетесь, что не понимаете.Речь идёт не о том, чтобы ущемлять русский язык, а о том ,чтобы законы принимать на гос языке.Чем это вас ущемляет?Так принято во всем мире..Лишь бы законы были правильные, работали на благо народа, независимо от национальности.Все вы понимаете,но притворяетесь.
    11. Салам
      2 мая 2025 19:01
      Дед,
      По крайней мере тогда не было таких проблем ,которые появились сейчас
    12. Дед
      2 мая 2025 23:05
      Салам, ну ка расскажи какие проблемы появились сейчас?
    13. Гость
      2 мая 2025 16:39
      Салам,
      Кайси мамлаката бу айткан муаммолар тула ечилга? Россиядами, Хитойдами, АКШдами? Качон узбек тилидан гап очилса ,сенлар бошлашасан шу гапни-авллига уни килса булмиди, буни килса бумидими деб. Санларни максадинг, узбек тилини иккинчи-учинчи даражага тушириш.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Из Вьетнама в Узбекистан экстрадировали преступника

Задержан разыскиваемый гражданин - сообщает пресс-служба МВД. Сотрудниками Национального центрального бюро Интерпола в Ташкенте, при содействии своих
Сегодня, 10:46

Двое помощников хокима арестованы в Намангане

Задержаны помощники хокима - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, при содействии сотрудников Наманганского областного Управления Департамента
Сегодня, 10:40

В Ферганской области замхокима задержали при получении 8 тыс. долларов

Задержан злоумышленник при получении денежных средств - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, совместно с сотрудниками территориального
Сегодня, 09:08

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44