Антимонопольный регулятор Узбекистана инициировал масштабную проверку деятельности операторов платных автостоянок в столице на предмет наличия у них превосходящей переговорной силы. Одновременно с этим ведомство объявило о двукратном увеличении реестра компаний, обладающих рыночным влиянием, но не занимающих доминирующего положения. В обновленный список вошли 66 хозяйствующих субъектов.
Как сообщает пресс-служба Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, нынешние действия надзорного органа опираются на статью 14 закона «О конкуренции». Данная норма вводит понятие «превосходной переговорной силы» - юридического термина, описывающего ситуацию, когда компания, не будучи монополистом, все же обладает возможностью в одностороннем порядке диктовать условия сделки, влиять на цену или распределение товаров на определенной территории.
В поле зрения регулятора попала быстрорастущая сфера платного парковочного пространства Ташкента. Внедрение платных парковок, призванное разгрузить столичные улицы, создало локальные зоны, где у водителей фактически отсутствует альтернатива. Комитет намерен выяснить, используют ли операторы этих зон свое положение для навязывания невыгодных условий потребителям.
Вместе с тем, ведомство опубликовало обновленный перечень организаций, подпадающих под определение субъектов с превосходящей силой. Если в июле текущего года, когда список был обнародован впервые, в него входила 31 компания (включая таких гигантов, как Алмалыкский ГМК), то к концу ноября реестр расширился до 66 позиций.
Наиболее массово в списке представлен сектор обращения с отходами. В реестр включены 54 предприятия, занимающиеся санитарной очисткой, сбором и вывозом бытовых отходов. Специфика их деятельности такова, что в пределах конкретных районов или махаллей они являются безальтернативными поставщиками услуг для населения, что создает риски злоупотреблений.
Существенное внимание уделено транспортной инфраструктуре. Статус обладателей превосходящей переговорной силы получили шесть компаний, управляющих железнодорожными путями необщего пользования. В их число вошли Interterminal, оперирующий на ташкентской станции «Сергели», и Binokor Temir Yo’l Xizmati, обслуживающий станцию «Андижан-1». Аналогичный статус присвоен компании «Шаргунькумир» (ветка Сариосиё - Тогчиён в Сурхандарье), предприятию Navoiy Temir Yo’l Transporti в навоийской промзоне, а также Сырдарьинской ТЭС в городе Ширин и «Термиз нефт базаси» в Джаркурганском районе.
В энергетическом секторе под контроль взяты поставщики сжиженного газа: компания Baxtli Sherzod в Бухарской области и «Олтиарик газ тулдириш» в Ферганской долине.
Особый интерес вызывают точечные решения регулятора в сфере услуг. Так, интернет-провайдер CityNet признан обладателем превосходящей силы на территории торгового комплекса Index Tashkent, где арендаторы, вероятно, лишены возможности выбора другого поставщика связи.
В финансовом секторе под надзор попала страховая компания My Insurance. Установлено, что она занимает исключительное положение при страховании кредитов, выдаваемых фермерским хозяйствам Каракалпакстана через местный филиал «Агробанка». Это классический пример ситуации, когда получение финансовой услуги (кредита) жестко привязывается к конкретному страховщику.
Расширение списка свидетельствует об ужесточении контроля за рынками, где формально нет монополии, но фактически отсутствует свободная конкуренция.