Вопрос о предпочтительности между забвением в одиночестве и преждевременной кончиной нередко возникает при рассмотрении судеб исторических личностей. В контексте Османской империи XVI столетия, данный вопрос приобретает особую остроту при сопоставлении последних лет жизни Хюррем-султан и Махидевран-султан. Популярная телевизионная адаптация «Великолепный век» завершила повествование, не раскрыв полной картины последующих событий, оставив за рамками эфира значительный временной пласт.
В широко известной телевизионной драме «Великолепный век» уход из жизни Хюррем-султан изображен как событие, повлекшее за собой глубокий траур в пределах Османской державы. Реакция султана Сулеймана, выраженная, согласно сериальной версии, в приказе прекратить музыкальные увеселения и сжечь инструменты, должна была подчеркнуть масштаб личной и, возможно, государственной потери. Параллельно с этими событиями, в удаленной Бурсе, Махидевран-султан находилась в положении, которое можно охарактеризовать как изгнание, будучи лишенной былого влияния, сына и значимых перспектив.
Исторически, обе женщины занимали значимые, хотя и различные по статусу, позиции при дворе османского правителя. Махидевран-султан, как мать старшего наследника престола, шехзаде Мустафы, и Хюррем-султан, первоначально фаворитка, а впоследствии – законная супруга падишаха, пребывали в состоянии острого и непримиримого соперничества. Их длительный антагонизм, ставший одной из центральных сюжетных линий упомянутого телесериала, характеризовался глубокой взаимной неприязнью и отсутствием каких-либо оснований для примирения. Однако реальные исторические обстоятельства, как свидетельствуют дошедшие до нас источники, оказались еще более многослойными и драматичными, нежели их экранное воплощение.
Согласно задокументированным данным, Хюррем-султан скончалась в 1558 году. На момент смерти ей было, по оценкам историков, около 55 лет. Ее кончина произошла в султанских покоях, в атмосфере, соответствующей ее статусу, и, как сообщается, Сулейман I неотступно находился рядом с ней в ее последние дни. Последовавший за этим период глубокого траура, отмеченный, в том числе, временным запретом на увеселительные мероприятия при дворе, свидетельствует о значимости ее фигуры для султана.
В отличие от своей многолетней соперницы, Махидевран-султан не только пережила Хюррем-султан, но и самого султана Сулеймана I, который скончался в 1566 году. Ее земной путь продлился на значительный срок после утраты ею какого-либо политического влияния и покровительства со стороны правящего дома – период, который, по некоторым оценкам, составил более двух десятилетий после смерти Хюррем. Примечательным фактом является то, что Селим II, сын Хюррем-султан, взойдя на престол после смерти Сулеймана, не стал преследовать Махидевран. Напротив, ей был возвращен соответствующий ее положению титул, назначено государственное содержание (пенсия), а также даровано разрешение на возведение мавзолея для ее сына, шехзаде Мустафы, казненного ранее по приказу их общего отца, Сулеймана I.
Исторические источники указывают, что Махидевран-султан прожила приблизительно 22 года после кончины Хюррем-султан, ее смерть датируется примерно 1580 или 1581 годом. Существуют предположения, что относительно крепкое физическое состояние, возможно, обусловленное меньшим числом перенесенных родов по сравнению с Хюррем, а также, как это ни парадоксально, снижением уровня стрессовых факторов придворной жизни после фактического отстранения от дел, могло способствовать ее долголетию. Тем не менее, возникает закономерный вопрос о характере этой так называемой «победы» над временем и соперницей, если основным ее результатом стало преимущественно тихое, уединенное и, вероятно, малособытийное существование. В то время как телевизионная интерпретация обрывает ее сюжетную линию значительно раньше, историческая реальность представляет собой пролонгированный эпилог, окрашенный не триумфом, а, скорее, длительным периодом относительного забвения и одиночества.
Мавзолей шехзаде Мустафы, построенный по инициативе Махидевран-султан и с разрешения Селима II в Бурсе, является частью комплекса Мурадие, где покоятся многие члены османской династии, и по сей день привлекает внимание как историков, так и посетителей, интересующихся той эпохой. Этот жест Селима II часто рассматривается историками не только как акт милосердия, но и как политический шаг, направленный на примирение различных фракций после бурных событий времен правления его отца.