Советская идея: ЦА нуждается в водных ресурсах России

Советская идея: ЦА нуждается в водных ресурсах России
Углубляющийся дефицит водных ресурсов в Центральной Азии, катализатором которого выступают глобальные климатические сдвиги и устойчивый демографический рост, вынуждает политические и экспертные круги региона вновь вернуться к обсуждению масштабного проекта советской эпохи - переброске части стока сибирских рек на юг. Проблема давно перестала быть сугубо региональной, создавая ощутимое экологическое и политическое давление на южные территории Российской Федерации.

Аналитические выкладки, представленные, в частности, центром The Jamestown Foundation, подтверждают, что последствия длительных засух и нехватки воды уже напрямую затрагивают соседние государства. На этом фоне в столицах центральноазиатских республик все настойчивее звучат заявления о том, что переброска сибирской воды является, по сути, безальтернативным сценарием для предотвращения гуманитарного и экономического коллапса. Отдельные официальные лица негласно предупреждают: без кардинального решения водного вопроса перспектива массовой миграции миллионов граждан из региона в северном направлении становится реальным фактором давления на международной арене.

Идея, которая ранее казалась достоянием истории, обретает новые черты благодаря современным технологиям. Сторонники проекта в российских научных кругах указывают на возможность использования магистральных трубопроводов вместо открытых каналов, что значительно снижает потери на испарение и минимизирует экологический ущерб.

Тем не менее, официальная Москва последовательно сохраняет отрицательную позицию по данному вопросу. В качестве аргументов приводятся внутренние проблемы самой России: наблюдаемое снижение водности крупных рек, включая Обь и Иртыш, а также возрастающие риски лесных пожаров и нарушения хрупкого экологического баланса в Сибири. Финансовый аспект выступает отдельным и весьма существенным препятствием. Российская сторона настаивает, что любые поставки воды должны рассматриваться как товар и осуществляться на коммерческой основе, требуя соответствующей компенсации, предоставить которую страны Центральной Азии в настоящее время не в состоянии.

Ситуация дополнительно осложняется активной гидрополитикой других игроков в регионе. Строительство Китаем каскада плотин на Черном Иртыше, реализация Афганистаном масштабного проекта по возведению канала Кош-Тепа на Амударье, а также собственные гидротехнические инициативы Казахстана меняют устоявшийся гидрологический режим трансграничных рек. Эти односторонние действия вызывают в Москве серьезную обеспокоенность и усиливают ее переговорные позиции, позволяя указывать партнерам на, как считают в российских экспертных кругах, нерациональное и неэффективное управление имеющимися водными ресурсами.

Несмотря на отказ от мегапроекта, Россия обладает значительным научно-техническим потенциалом для содействия региону в адаптации к новым условиям. Речь идет о широком внедрении систем капельного орошения, создании цифровых платформ для мониторинга и управления водными ресурсами, а также о технологиях опреснения. Однако внедрение таких решений пока носит фрагментарный характер и не является частью комплексной государственной политики, испытывая дефицит как финансовой, так и институциональной поддержки для масштабирования на весь регион.

Первоначальный советский проект переброски рек, разработанный в 1970-х годах, предполагал строительство канала «Сибирь - Средняя Азия» длиной 2500 км и первоначально оценивался в сумму, эквивалентную современным 30-40 миллиардам долларов США, не считая затрат на устранение прогнозируемых экологических последствий.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Сардобинское водохранилище
    13 июля 2025 21:57
    Да, ЦА нуждается в водных ресурсах России, но как говорится в США - не спрашивай что для тебя может сделать Америка, а лучше скажи что ты можешь сделать для Америки, а в данном случае для России, чтобы заинтересовать их.
    1. Гость
      14 июля 2025 12:32
      Сардобинское водохранилище,
      Она не стоит того.
    2. Сардобинское водохранилище
      16 июля 2025 15:18
      Гость,
      Тогда и обсуждать нечего. Зачем вода?
  2. Temur Malik
    13 июля 2025 21:48
    И за крупнейшую экологическую катастрофу в мире- Аралкум, РФ должна платить многомиллиардные репарации. Весь хлопок шел на оборонку и на гонку вооружений. Это общеизвестный факт
    1. Перчинка
      14 июля 2025 13:13
      Temur Malik,
      Аральская катастрофа случилась уже после развала СССР!И Россия к ней уже не имела никакого отношения!Вы лучше наших безмозглых чиновников спросите,почему казахстанская сторона Арала уже восстановлена,даже рыбу начали ловить,а узбекистанская засаживается кустарниками и деревьями, на соленую почву,на которой они не выживают,зато кто то отчитается,что Арал "озеленили",плевать что уже все 20 раз высохло,народный карман же бездонный!
    2. Temur Malik
      14 июля 2025 21:30
      Перчинка,
      Аральская катастрофа началась по причине не дальновидного распределениям водных ресурсов при СССР. Уже в конце 60 х Арал стал сокращаться в размерах . Проведение Каракумского канала через пески Туркменистана - это верх вандализма и разбазаривания водных ресурсов Центральной Азии. Всё это делалось ради единственной цели- выращивания хлопчатника,который практически весь шел для нужд оборонной программы СССР. В результате имеем то,что имеем. Россия ,как приемница СССР,обязана восстановить водный баланс региона. ИАК,как типично советский, коммунистический партаппаратчик ,тоже ничего не предпринял для нормализации ситуации. Использовал древние ,расточительные методы орошения, не запретил выращивание хлопчатника, наиболее влаголюбивое культуру в мире, от которой народу не было ни капли пользы. Тот же Израиль ,где практически нет рек ,выращивает на экспорт тысячи тонн сельхоз продукции ,за счёт капельного орошения и умных технологий. Но мы до сих пор тратим 95 процентов наших водных ресурсов на сельское хозяйство. Нигде в мире нет такого расточительства. Все это результаты давно устаревших , экономически нецелесообразных ,советских методов руководства. Фермер должен сам решать ,что ему выращивать ,кому и за какую валюту продавать. В Казахстане это поняли давно и ,когда то ездившие к нам за хлебом казахи, сейчас снабжают зерном десяток -другой стран пшеницей и мукой.
    3. ALEX
      15 июля 2025 18:14
      Temur Malik, так за 30 лет независимости Арал должен восстановиться? Так или не так?
  3. ХхХ
    11 июля 2025 08:21
    Что, без большого брата никак ? 🙃
  4. Чел
    11 июля 2025 02:53
    Вообще хорошо было бы если Россия помогла бы с этим вопросом и тем самым поднял бы авторитет свой в странах ЦА
    1. Шах
      11 июля 2025 19:14
      Чел,
      А зачем? Нет смысла,тем более мы 1000 раз показали что мы не благодарные.
    2. Гость
      14 июля 2025 12:34
      Чел,
      Никакого авторитета нет,есть опасение,страх.Как у нормального человека,перед пьяным бандитом с ножом.
  5. KAHRAMON
    11 июля 2025 01:12
    Не реальные затраты.
    Всем Азиатским странам СНГ объединиться и в складчину построить аналог Ливийского трубопровода из России при этом всем выгодно РФ получает деньги за воду, страны Азии получают ценную воду.
    В Ливии трубопровод длинною 4500 километров.
    Затраты у них были 5- 7 миллиардов долларов.
  6. ALEX
    10 июля 2025 23:33
    Сначала надо наладить учет поливной воды. Каждый водозабор в канале должен быть прикреплен к водопользователю или представителю ассоциации водопользователей. Точный учет забора воды. Никаких самовольных врезок. Все самоволки закрыть и запечатать намертво. Взял воду оплати ее стоимость а не просто так и бесплатно. Санкции за перебор воды. Если забирает больше чем надо то или продает ее налево или имеет землю сверх заявленной. Обязанность вести журнал водоотбора воды посуточно. Обязанность содержать шлюзы в работоспособном состоянии. Рассматривать слив воды по дренам в соседние государства как государственное преступление.
  7. Зеленский
    10 июля 2025 17:03
    теперь вспомнили о России, оказывается без воды не туды и не сюды
    1. Maxfaktor
      11 июля 2025 16:15
      Зеленский,
      Росия никода не даст воды,хотя она ей не нужна,это из принципа
    2. Когда был СССР это плохо да
      13 июля 2025 17:05
      Maxfaktor,
      Принципы начались 1991 году, когда начали говорить людям кому куда ехать, и позже когда начали выпускать по методичкам запада учебники и кричать из всех утюгов что русские это оккупанты, и тд и тп
      А теперь хочется воды от оккупантов, а где же гордость?
    3. Гость
      14 июля 2025 12:37
      Когда был СССР это плохо да,
      Ой ли,а кто развалил союз?Сами русские и развалили,захотелось им жвачки,джинсов и кружевных труселей.
  8. Нуну
    10 июля 2025 13:28
    Дружба дружбой, а вода врозь
  9. Узбек
    10 июля 2025 11:19
    А Разве это не Земли Узбекхана ?
    Это же исконные Земли Узбеков ?
    1. Активистка Аделя
      11 июля 2025 04:54
      Узбек,
      Вы случайно не тот самый депутат в Гос.Думе РФ, под прикрытием, который примерно тоже говорил и потерял должность и мандат с зарплатой?.. 😁
    2. Авиатор
      11 июля 2025 16:14
      Активистка Аделя,
      Тот депутат, чьи ОПГ. в Екатеринбурге накрыли.
    3. ХхХ
      11 июля 2025 07:52
      Узбек,
      Тебе психиатр разрешил пользоваться интернетом ?
    4. Васисуалий
      11 июля 2025 17:42
      Узбек,
      При чём тут таджики и прочие цыгане?
  10. Акбар
    10 июля 2025 11:05
    Инфоцыган где мой коментарий?
  11. Эржан
    10 июля 2025 08:59
    Для особо продвинутых: при союзе речь шла о переброске 2-3% стока сибирских рек, и то во время половодья, штоб ежегодно по весне территорию размером с условную Францию не топило и Средняя Азия процветала. Трубы и пару атомных электростанций по пути для питания насосов. Если бы Горбачев развалил страну лет на 5-10 позже, то мы остались бы с водой из Сибири. Для граждан СССР (то бишь наших предков) такие проекты раз плюнуть были, без айфонов /компьютеров и комментариев)))
  12. 466
    10 июля 2025 07:52
    Воду просить у России, чтобы наполнять Чарвак проданный Азербайджану ? Гениально...
  13. Акбар
    10 июля 2025 04:40
    Инфоцыган россии в Узбекистане где мой коментарий?
    1. Руссо туристо
      11 июля 2025 14:50
      Акбар,
      Украл, это же очевидно!
    2. Перчинка
      14 июля 2025 13:17
      Акбар,
      Твоя русофобия даже инфоцыгану до чертиков надоела!Так тебе и надо,нацик!
  14. Эржан
    10 июля 2025 02:25
    Вопрос переброски воды пресной из России в Узбекистан будет стоять лет 10-15, потом не будет стоять ни вопроса, ни воды, ни цивилизации на территории ни Узбекистана ни Туркменистана, ни Таджикистана. Ледники в Таджикистане это ГАРАНТИРУЮТ НА ВСЕ 100%
    1. Узбекистан це Америка
      11 июля 2025 00:15
      Эржан,
      А почему так.
  15. 33 ренессанс
    10 июля 2025 01:47
    Между прочим древние укры выкопали черное море одними только ложками и палками, почему индейцы не могут выкопать себе море? Рук вроде с избытком, а там еще депортируют скоро пару миллионов.
    1. Лысенко
      10 июля 2025 07:17
      33 ренессанс,
      Это сказка придуманная самими нацистами.
      По данным учёных Черное Море образовалось ещё до потопа во времена динозавров.
    2. КАр
      11 июля 2025 02:24
      Лысенко,
      Динозавры произошли от древних укров
    3. Активистка Аделя
      10 июля 2025 14:17
      33 ренессанс,
      Решили воспользоваться более опытными руками, которые выкопали древний Финский залив,особенно с восточной стороны,и реки Обь и Иртыш. Здесь важен опыт, а не руки.. А опытные руки, они лучше, как ни крути...
  16. Инженер
    9 июля 2025 21:18
    А я предлагаю другой проект. Мега альфа супер проект. Надо прорыть канал как Суэцкий от Каспия до Арала. А потом и от Каспия до Красного моря. А также от Каспия до Черного моря. И будет выход у Узбекистана выход на открытое море через Каспий. Хоть в Красное или Красное. Надо приступать делать его.
    1. Нестандартное мнение
      10 июля 2025 06:59
      Инженер,
      Вполне "реальная" тема, кетменями (не ложками же) вырыли же БФК и БАК большой ферганский, андижанский (соответсвено) каналы. В то время было умопомрачительным проектом, но смогли же.
    2. Чел
      11 июля 2025 02:43
      Инженер,
      И такой проект был? Но каспия находится ниже уровня Арала, поэтому это не подходит и тем более каспия сама засыхает и мелеет с каждым годом
  17. Made in USSR
    9 июля 2025 20:51
    Опомнились, всё поезд ушёл. Теперь только искать место куда переселять народ.
    1. Удача
      10 июля 2025 11:23
      Made in USSR,
      В Индию
  18. Стэн
    9 июля 2025 20:43
    огромную часть потребления воды в регионе это сельское хозяйство и она должна перестроена под современные реалии, как капельное орошение, бетонирование каналов, резервуаров, меры снижения испарения, жёсткий контроль использования, лимитирование. Рассматривать варианты покупки и импорта воды в цистернах ЖД транспортом и не только в России. Привязанность в торговле с одной страной не отвечает безопасности, тем более строительством дорогих трубопроводов и с которым как правило будет шантаж с потерей независимости. Для региона воду пора рассматривать как товар и покупать
  19. Гость
    9 июля 2025 18:05
    Вода до Узбекистана не дойдет,только зря на это деньги потратит.Вода исчезнет по пути,в Казахстане,и в южных областях россии.Это не вариант.
    У Израиля есть богатый опыт и передовые технологии по капельному орошению.С ней нам надо сотрудничать .
    1. Нестандартное мнение
      10 июля 2025 07:02
      Гость,
      Капельное орошение на хлопковых полях это - геморрой, не более того.
  20. Еее
    9 июля 2025 17:47
    Статья ни о чём...о несбыточных мечтах...потому что то в итоге хлеб и вода важнее всего..в ближайшие 100 лет будут такие не весёлые времена когда вода будет по цене айфона...и купишь и никуда не денешься
  21. бабай
    9 июля 2025 17:34
    Заграница нам поможет. Будут воду возить самалетами из Ландана Парыжу и Стамбула, а если не хватит из Нью Арка. Ведь так господин Кадыров. Нам Россия не нужна сами справимся. Бог терпел и нам велел. Наш народ терпеливый ни чего одного глотка в день хватит.
    1. Нестандартное мнение
      10 июля 2025 07:04
      бабай,
      При таком раскладе (прогибе перед западом) к этому все идёт, я так думаю - раболепие.
    2. Факт
      10 июля 2025 07:15
      бабай, тебя уши выдают,опохмелись,Петька
    3. Харыпбай
      10 июля 2025 11:14
      бабай,
      Сам понял что написал?
  22. Super Like
    9 июля 2025 17:26
    Ага щас так и кинулись тратить бешенные бабки на переброс воды.это никто не будет делать,вода это тоже ресурс.причем дорогой.
  23. Чайка
    9 июля 2025 17:23
    Читаешь и диву даешься, кругом выступают, что СССР это зло, мы жили как в аду, а тут на тебе оказывается советская идея хорошая, Россия является богатейшей страной в мире по ресурсам и имеет 20% мирового объема воды, но в РФ водные ресурсы распределены не равномерно, где то топит, где то засуха, сейчас никто не даст пресную воду тем более любителям посидеть на двух стульях
  24. Саша
    9 июля 2025 17:21
    Капать каналы у нас в Республике
    Надо.
  25. Активистка Аделя
    9 июля 2025 17:20
    Это очень щекотливый вопрос. Пусть договариваются как считают правильным. Никто ничего себе в ущерб не должен делать . Но не нужно забывать, что Азия тоже всегда помогала России, и все запасы хлопка, золота, и основная часть цветных металлов уходила в Россию во время СССР. Но в Кремле пусть сами решают , никто указывать не имеет права.
    1. 70I777XY
      9 июля 2025 23:21
      Активистка Аделя,
      "Но не нужно забывать": Развод состоялся в 1991 году, совместно нажитое имущество поделено. Никто никому ничего не должен.
      А вообще один человек в 2012 году предупреждал, что водные проблемы могут привести к войне в ЦА.
    2. Активистка Аделя
      10 июля 2025 14:29
      70I777XY,
      Не мы этот " развод" организовали. Жили в цельной всесоюзной крепкой семье со всеми братскими республикаии.Развели нас во всех смыслах в Кремле, поэтому не нужно с больной на здоровую голову валить. Москва разрушила Советский Союз и обрекла братские республики на развал, войны и голод. Вот это факт. Не мы привели к власти этих провокаторов, что заключали в Беловежской Пуще преступные указы о нашем роспуске без нашего согласия. Все азиатские республики были за сохранение СССР. Поэтому тут ещё кто кому должен - очевидный вопрос и ответ. Я всегда пишу правду, поэтому появляются всякие плагиаторы под моими Никами и пишут мне же '.. при чём тут мой ник..? " Потому что не в силах интеллектуально побороть мой тезис, и идут на крысячьи уловки. А страну разрушили не мы и не хотели. В таком случае, Россия давно бы закрыла для нас границы и прервала дип. отношения. Так что , ваш тезис очень слаб.
    3. Бача
      10 июля 2025 17:01
      Активистка Аделя,
      СССР разрушили не в Москве, а горстка предателей поэтому домком лучше займись и в правду своими обязанностями
    4. Активистка Аделя
      10 июля 2025 23:01
      Бача,
      Ты дома своей благоверной будешь указывать. И лучше тебя знаю, что мне делать, не завидуй. Мне за домкомство не платят, а уважают, потому и избрали,. Уверена,, в отличие от тебя, я для людей больше сделала, и возможно , делаю- отчитываться не собираюсь, тем более перед скрытыми врагами, под странными никами. Горстка не горстка, а рулили они из Москвы и всей страной, всем советским народом. А что ты так заступаешься , или ты был в этой горстке ? Рад развалу страны?
    5. Гость
      13 июля 2025 19:28
      Активистка Аделя,
      Стебутся над тобой как не поймешь из-за хвастовства твоего и злобы
    6. Активистка Аделя
      14 июля 2025 02:32
      Гость,
      Не надо мне тыкать, это во- первых. А во - вторых, ещё нос не дорос , чтобы стебаться, дешёвки. Это вы полны злобы и комплексов, а я говорю только правду, и да- я образованный человек, что вас злит - ваша необразованность и комплексы не дают спать?..
    7. Гость
      14 июля 2025 12:48
      Гость,
      Злобы как бы и нет,есть несколько наивная вера в дружбу россии .
      Стебатся им не очень получается.
    8. Гость
      14 июля 2025 12:44
      Активистка Аделя,
      Вот с этим абсолютно согласен.💯
    9. Активистка Аделя
      10 июля 2025 01:26
      Активистка Аделя,
      На более умный комент конечно же у вас разума не хватило.Но при чем здесь мой ник?
    10. Активистка Аделя
      10 июля 2025 14:20
      Активистка Аделя,
      Не надо плагиатить. Разума не хватает у вас. Это мой ник уже много лет, а вам, похоже со своим неизвестным ником не получилось минуту славы получить, теперь пытаетесь хоть лучик чужой , получить. Ни стыда ни совести на вас написано.
    11. Чайка
      10 июля 2025 07:41
      Активистка Аделя,
      а кто оборудование и специалистов поставлял для всего этого, сколько заводов было построено, а кто отстроил Ташкент после землетрясения, память отказала или помниться только, что Узбекистан поставлял, а остальное тут само по себе появилось, хлопок вон до сих пор люди собирают, которых туда гонят принудительно об этом напиши домкомша
    12. Активистка Аделя
      10 июля 2025 23:11
      Чайка,
      Так это ж одна страна была, а не гуманитарная помощь от соседних стран. А во время землетрясения в Армении, также всей страной помогали- в какой республике были размещены фабрики и заводы, производящие продукцию, от одежды до стройматериалов, то и отправляли. Но мы и сейчас, так сказать, верны старшему брату, и стараемся поддерживать, в отличие от " братьев" по вере, которые разрушают церкви.. Сбор хлопка, это характерное для нашего региона хозяйство и производство. В РФ также " до сих пор" в деревнях вручную картофель сажают и собирают, и не только , и что. Это веками практиковалось. И не надо тут за предателей из Кремля, которые развалили мою страну, заступаться. И сейчас , как минимум, мы должны быть союзной республикой. Я им этого развала точно не прощу, а вы как хотите.
    13. Петр
      11 июля 2025 00:52
      Активистка Аделя, жаль что таких как ты не много осталось в постсоветском пространстве , ты права во всех своих убеждениях ,
  26. ЛИЯ
    9 июля 2025 17:17
    Пока мы сами не научимся культуре использования воды, никакая помощь впрок нам не пойдет. Нигде в мире не используют питьевую воду в канализации. Посмотрите как немцы, англичане экономно относятся к воде, а ведь у них нет таких проблем, просто коммунальные услуги в копеечку влетают. У нас спокойно отдают Чарвак - стратегический запас питьевой воды, а обычной нормальной водой часть страны обеспечить не могут! Ведь можно использовать техническую воду для того же полива деревьев, а не экономить для этого питьевую воду! И почему бы не использовать технологии, которые Россия предлагает, а не делать ставку на иллюзорные проекты,которые могут привести к экологической катастрофе.
    1. Догадливый
      10 июля 2025 06:15
      ЛИЯ,
      Чарвак уже согласилить отдать на высшем уровне. Через пару-тройку лет мы будем пить в Ташкенте раствор канализационных отходов.
    2. Перчинка
      14 июля 2025 13:48
      ЛИЯ,
      Все верно,у нас самих очень расточительное отношение к воде-самому ценному ресурсу-нет воды,нет жизни!Насажали елки,которые тоннами поглощают воду,а отдачи от них-пшик,ни тени, ни пользы,сохнут,их опять сажают!Уничтожили очистные сооружения,за Маргиланом, с технологией очистки ,лабораторией,аэротенками,где отстаивали сточные воды ,фильтровали и после очистки отправляли на полив!Все это разрушили,землю продали!Сточные и канализационные воды сейчас сливают в реки!!!Это мина замедленного действия.Эпидемии холеры,гепатита не за горами. 90 % воды уходи на поля,где вода просто уходит в землю,там тоже расточительный расход.Скоро войны из воды начнутся и первой будет Средняя Азия!
  27. Чипыжик
    9 июля 2025 17:04
    А как кадыров думает ???
    1. Шара бара
      9 июля 2025 21:39
      Чипыжик,
      Интересно чем
    2. Догадливый
      10 июля 2025 06:16
      Чипыжик,
      Они не думают, они только болтают.
    3. ВАМП
      10 июля 2025 08:31
      Чипыжик,
      А кодиров вообще не думает
  28. хрюкологи
    9 июля 2025 16:48
    Россия ни даст воду далеко и дорого строить ! Авганистан наш друг теперь он нас без воды не оставит, правда же не ну правда )))
  29. Куз
    9 июля 2025 16:29
    Щаззз, размечтались ))) Какая нормальная страна будет кардинально ломать природный и экологический водный баланс на своей территории ? И ради кого? 🤣
  30. Свет
    9 июля 2025 16:25
    Странно как кто то вдруг заговорит на русском, такой шум поднимают, зачем, вы что нам русский язык не нужен, а как дело касается воды из России, то надо. Какие то двойные стандарты
    1. Факт
      10 июля 2025 07:20
      Свет, при чем тут чей то язык иностранный ? Китай покупает у урусов газ теперь че китайцы должны говорить на иностранном?
  31. Тюрк
    9 июля 2025 16:24
    Теперь капитализм, теперь просто так ничего не дадут. Это раньше мы были одной страной с общими целями и трудностями, теперь как соседи, каждый думает о своём дворе.
  32. Удача
    9 июля 2025 16:17
    Мой отец рассказывал, что 200 лет назад воду в ЦА продавали за золото. Поэтому Россия вам не дойная корова. При СССР Россия кормила и поила все 15 республик. Теперь, битте, каждый сам по себе. Россия богатая ресурсами страна, поэтому каждые 100 лет с ней воюет Европа. Все мечтают заполучить богатство России.
    1. Гость
      9 июля 2025 16:58
      Удача, юмористка🤪😊😁
    2. СССР
      9 июля 2025 17:05
      Удача,
      Россия ни когда не кормила 15 республик а наоборот все что продавалось из этих республик забирала себе. А это на минуточку золото, уран, нефть, хлопок, железо, медь, и другие и самое главное что вес СССР работал на Москву и это на минуточку 15 государств. Что в ответ давала Москва? Да просто подачки которые кстати сама и печатала виде денег. Тоже самое делает сейчас США. То есть бумажки в замен драгоценных металлов и человеческого здоровья. Россия без других союзных республик не выиграла бы войну и с колен ни когда бы поднялась. Вы должны быть благодарны всем республикам СССР.
    3. Моня
      10 июля 2025 06:02
      СССР,
      Сегодня , сразу видно, кто кого кормил . Толпы безработных россиян нелегально перебираются в бывшие республики союза, что устроиться на работу за лепёшку хлеба.
    4. Алексей
      10 июля 2025 09:04
      СССР,
      Если все республики кормили Россию то по логике после развода они должны сразу разбогатеть,ведь теперь всё им самим остаётся.Тогда почему они в нищите и едут на заработки к злым русским? А потому что теория что вы кормили Россию миф! Это Россия кормила вас все 70 лет и построила промышленность за свои деньги,а вы всё заработанное просто проедали!
    5. Истина где то рядом
      10 июля 2025 10:56
      СССР,
      100% поддерживаю
    6. Shum Bola
      9 июля 2025 18:18
      Удача,
      Раз в сто лет европа нарывется,получает в нос,успокаивается на время и через стo лет снова наступает на одни и те же грабли.🤣
  33. Мушуквой
    9 июля 2025 16:16
    странные люди.. то украину поддержали, обидели Россию.. а теперь хотят российские ресурсы прихватизировать.. а если Орешник прилетит?
    1. Тот самый
      9 июля 2025 17:30
      Мушуквой,
      Орешник прилетит только тебе на голову. Хотя у тебя его нет , судя по твоей писание
    2. ВАМП
      10 июля 2025 08:34
      Мушуквой,
      Во То что нужно За что боролись на то и напоролись
    3. Активистка Аделя
      10 июля 2025 14:31
      Мушуквой, Ты что- ль запустишь Орешник.. Сначала подберись к нему, загодя самому не подорвавшись..
  34. Дональд
    9 июля 2025 16:14
    Ишь чего захотели ?? Россия вам необязана !!!!
    1. Узбек
      10 июля 2025 11:21
      Дональд,
      А Репарации кто платить будет ? За 150 лет Оккупации ?
    2. Перчинка
      14 июля 2025 13:52
      Узбек,
      Скажи спасибо"оккупантам"за то, что стал грамотным человеком,научили тебя писать и читать,а то до сих пор бы чужих баранов пас,сгибая спину под камчой!
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43