Как сообщает "Автострада", Узбекистан предпринял значительные шаги по стимулированию импорта электромобилей. Эксперты посчитали, сколько средств уйдет на расходы, связанные с таможенным оформлением электромобилей.
С 2019 года страна отменила таможенные пошлины и акцизы на импорт электромобилей. Кроме того, в 2021 году был отменен регистрационный сбор в размере 3% для электромобилей. Помимо прочего, был снижен НДС и введены льготы для производства электромобилей и предприятий, работающих на автозаправочных станциях.
Для успешного прохождения таможенных процедур физические лица должны предоставить необходимые документы на автомобиль, договор купли-продажи и сертификат происхождения ST-1 (или его эквивалент), который можно получить у официальных дилеров или на заводе-производителя. Примечательно, что электромобили подпадают под код ТН ВЭД 870380, относящийся к "транспортным средствам, приводимым в движение только электродвигателем".
Важно отметить, что электромобили освобождены от уплаты акцизного налога. Однако при таможенном оформлении взимаются следующие сборы: НДС в размере 12% от общей стоимости автомобиля (включая доставку), утилизационный сбор в размере 30 BRV (эквивалент 9,9 млн. сумов), акцизный налог в размере 0%, таможенная пошлина в размере 0% и сбор за таможенное оформление в размере 0,2%. Кроме того, импортеры должны получить сертификат соответствия от "Узстандарта", который в настоящее время стоит 4,3 миллиона сумов по состоянию на 11 июля 2023 года.
Получение местного сертификата соответствия является обязательным, даже если транспортное средство имеет сертификат происхождения CT1. Примечательно, что физическое лицо может получить только один сертификат соответствия УЗСТАНДАРТА за календарный год, что означает невозможность ввоза двух электромобилей в течение одного и того же года.
Для облегчения таможенного оформления требуются услуги таможенного декларанта, что влечет за собой дополнительные расходы примерно в 1,5 миллиона сумов. Кроме того, за электромобили необходимо уплатить утилизационный сбор в размере 30 БРВ (9,9 млн. сумов).
"Автострада" привела пример таможенного оформления электромобиля, приобретенного в Китае. При стоимости транспортного средства в 28 000 долларов и дополнительных 4000 долларов за транспортировку в Узбекистан общая стоимость на таможенной границе составляет 32 000 долларов. НДС рассчитывается исходя из полной таможенной стоимости, включая транспортные расходы. Стоимость таможенного оформления рассчитывается следующим образом: ($28,000 + $4,000) * 12% НДС = 3840 долларов США.
Для таможенного оформления требуется дополнительно 64 доллара, а утилизационный сбор составляет приблизительно 850 долларов (9,9 миллиона сумов). Дополнительные расходы на таможенные процедуры, сертификаты и услуги декларанта составляют до 6 миллионов сумов.
Все таможенные сборы оплачиваются в сумах по курсу Центрального банка на день оформления документов. Следовательно, автомобиль стоимостью 28 000 долларов в Китае обойдется примерно в 37 300 долларов в Узбекистане с учетом транспортных расходов, таможенного оформления и регистрационных сборов.
Однако важно отметить, что транспортировка, Единый торговый показатель (ЕНВД) и НДС составляют основные расходы, а не непомерные таможенные пошлины, как подчеркивается в "Автостраде".
Таможенное оформление подержанных электромобилей также возможно в Узбекистане без возрастных ограничений. Подержанный электромобиль можно импортировать из России, Казахстана или Таджикистана, где действуют минимальные таможенные пошлины.
При таможенном оформлении подержанного электромобиля взимается НДС в размере 12% от его таможенной стоимости. Процесс таможенного оформления подержанного электромобиля осуществляется по тем же расчетам, что и новых электромобилей.
Например, иностранный автомобиль, приобретенный в Казахстане за 20 000 долларов, после таможенного оформления и регистрации в Узбекистане составит 24 000 долларов.
Ранее сообщалось, что Узбекистан снизил таможенные пошлины на легковые автомобили, что привело к снижению цен на некоторые иностранные транспортные средства на 16-20%.