Как проходила эвакуация детей в Узбекистан во время Второй мировой войны?

Как проходила эвакуация детей в Узбекистан во время Второй мировой войны?
Вторая мировая война, оставившая глубокий след в истории человечества, продолжает быть предметом изучения и анализа. Один из аспектов этого периода – эвакуация детей из западных регионов СССР в Узбекистан. Эта масштабная операция позволила спасти тысячи жизней, продемонстрировав солидарность и гуманизм народов Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году западные области СССР оказались в эпицентре боевых действий. Эвакуация населения стала необходимой мерой для обеспечения безопасности гражданского населения. Дети, лишившиеся родителей или разлученные с ними в хаосе войны, были особенно уязвимы. Советское правительство организовало эвакуацию детей в тыловые районы страны, включая Узбекистан. Эвакуационные поезда, перевозившие тысячи детей, следовали в Ташкент, Самарканд, Бухару и другие узбекские города.

По прибытии в Узбекистан эвакуированные дети столкнулись с рядом трудностей. Нехватка продовольствия, одежды, медицинской помощи – эти проблемы были обычным явлением в военное время. Однако, несмотря на собственные трудности, узбекское население проявило исключительное гостеприимство и сострадание.

Многие узбекские семьи принимали сирот в свои дома, предоставляя им кров, еду и заботу. Зачастую это происходило спонтанно, без каких-либо официальных указаний. Люди, видя страдания детей, не могли остаться равнодушными. Дети, представители разных национальностей и культур, становились членами узбекских семей, усваивая местные традиции и обычаи.

Государство также играло важную роль в обеспечении эвакуированных детей. Создавались детские дома, где сироты получали медицинскую помощь, образование и воспитание. Однако ресурсы были ограничены, и не все дети могли быть размещены в таких учреждениях. В этих случаях узбекские семьи становились настоящим спасением для многих детей, оставшихся без попечения родителей. Советская пропаганда активно призывала население к помощи эвакуированным, подчеркивая важность солидарности и взаимопомощи в условиях военного времени.

Интеграция детей в узбекское общество сопровождалась процессом культурной адаптации. Дети, приехавшие из разных регионов СССР, знакомились с новой культурной средой. Узбекские семьи обучали детей своему языку, традициям и обычаям, одновременно уважая их культурное наследие. Дети продолжали говорить на своих родных языках, сохраняя связь со своими корнями.

После окончания войны многие дети остались жить в Узбекистане. Некоторые вернулись в родные места, объединившись с выжившими родственниками. Однако значительное число детей предпочло остаться в Узбекистане, где они выросли и сформировались как личности.

История эвакуации детей в Узбекистан во время Второй мировой войны является ярким примером гуманизма и межкультурного взаимодействия. Этот опыт демонстрирует, что даже в самых тяжелых условиях люди способны на сострадание и взаимопомощь. В современном Узбекистане память об этих событиях хранится с особым трепетом.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Золотая середина
    30 января 2025 18:30
    Это были страшные, горькие итд годы для всего человечества. Не нам судить и разбирать. Нам остаётся только молиться чтобы такого больше не случилось.
  2. Узбек Ташкентский
    28 января 2025 11:44
    Есть простая истина, тем кто не ценит помощь не надо помогать.
    1. МУШТУМ был такой журнал
      29 января 2025 08:17
      Узбек Ташкентский,
      Это ты про себя и таких как ты ?
      Ни одного слова благодарности за период с 1991 года и последние лет 150 после. Жил бы ты как в Афганистане вот твое будущее без "колонизаторов").
      Официально сегодня в Афганистане гуманитарная катастрофа.
      Кому если что не нравится , не пользуйтесь всем тем что было сделано до 1991 года.
      А это по факту всё чем пользуются люди до сих пор и дороги и каналы и дома и водопровод и электростанции и канализация им............
      Метро тоже кстати можно закопать, а то сегодня этим гордятся и достигли рекорда - перевозки 1 млн в день!
      А то гордимся, но хитро не говорим благодаря кому)
  3. МУШТУМ был такой журнал
    27 января 2025 23:32
    Всем за все Спасибо, за то что во время Великой Отечественной войны все помогали друг другу, кто то детей как своих приютил, кто то в массе своей кровью этот покой спасал на передовой с огромными потерями, которые и до сих пор помнят и которые тяжело восполнимы.
    Спасибо за то что ещё более 150 лет назад Российская империя начала вкладывать свои средства в Туркестанский край и посылать инженеров, врачей и других специалистов для того что бы с нуля всё строить. Спасибо Советскому Союзу что потом так и продолжил возрождать Среднюю Азию из дремучих развалин и построил все то чем до сих пор пользуются люди, тоже метро которым сегодня гордятся что за день перевозят миллион людей. За Ташкент отстроенный всем СССР после землетрясения. Спасибо России что вот уже лет 20 ть давала возможность заработать деньги жителям средней Азии на хлеб на пропитание, на свадьбы, на квартиры и просто на жизнь.
    Тем и Славна эта взаимосвязь а а какие то моменты и помощь друг другу. Понимаю что навряд ли пропустят это, так не ложится это в тему ту что хотели сказать эти СМИ. Часто у них другие планы по изменению истории
    Всем мира и добра.
  4. История и Факты
    27 января 2025 21:42
    Вторая мировая с 1939 по 1945 год.
    Узбекистан появился в 1991 году после декларации о независимости.
    Вопрос закрыт. Fake news!
    1. Иброхим
      28 января 2025 20:19
      История и Факты,
      Узбекистан появился раньше чем россия.
    2. Но есть нюанс
      29 января 2025 01:35
      иброхим,
      27 октября 1924 года решением ЦК вкпб в Москве - появилась узССР. узбекистан уже как независимое государство в 1991 году.
      Учи историю, необразованный!
    3. Факто
      29 января 2025 05:23
      Но есть нюанс, как и независимая Россия образованная в 1991
    4. Иброхим
      1 февраля 2025 14:09
      Факто,
      В ХV веке в Туране возникла узбекия или узбекское государство.
  5. Активистка Аделя
    27 января 2025 00:51
    Это великая часть советской истории нашей республики. С теплом и добротой принимали эвакуированных, не считали их чужими, заботились. Хотя некоторые комментаторы из России, вероятно, тут язвят и злобствует, не хотят признавать. А признавать вам и не надо. Оно так и было, и мы жили в единой стране, неважно как она называлась Узбекистан или Узбекская ССР , народ был тот же, добрый и радушный. А вы лучше порадуйтесь, что когда-то мы были братскими , и очень дружны.
  6. Я русский
    26 января 2025 23:53
    Всем русским просьба. Не надо на тему В.О.В или В.М.В. ..бросать свой обычный каждоневный негатив. Каждый день читаю комментарии про то и тд. Ругаете правительство..?. в этом есть резон.!Ругаете соседей?...ну да конечно соседей не выбирают. Согласен что пенсии маленькие. Согласен! Про курицуавтоледи .. конечно все согласны !. Но очень прошу Вас давайте не трогать негативное тему про эвакуацию во время войны. Милиард положительных задокументированных фактов как узбекский народ помог не только в тылу но во фронте .Мы живём на этой земле и мы пьем воду из общего колодца . Очень прошу вас отделяйте котлеты от мух. Тема войны нас должно объединить. А если кто то ненавидет Узбекистан?...то пишите в начале что я ненавижу Узбекистан но живу здесь так как меня всё устраивает. И это будет по честному.)))... прошу Вас тему В.О.В. не надо гадить.

    Пожалуйста не поленитесь наберите в Ютубе...."человек у окна.эпизод в УФМС".. очень сильно сказал....а уж. потом просмотрите интервью во время приезда Ю.Стоянова в Узбекистан на счёт спасение его родных
    1. По словам их поймете кто они
      28 января 2025 04:44
      Начнем с того, что ты узбек, а не "Я Русский".
      Ну, и по теме - Стоянов это болгарин родившийся в Одессе, УкрССР, и я совершенно не понимаю с какой стати он говорит от имени Русских, о Русских, и почему Русским должно быть до его мнения хоть какое-то дело?
  7. Цезарь
    26 января 2025 22:26
    Во время эвакуации детей в Узбекистан, узбеки говорили: - "там где в семье четыре ребенка сыты, то найдется хлеб и пятому".
  8. Навоз
    26 января 2025 22:21
    Очень хороший
  9. Made in USSR
    26 января 2025 21:54
    Так устроено человечество как только начинают менять историю так жди беды и начинается война.
    Мира всем и не делать ошибки.
  10. Яяя
    26 января 2025 14:18
    не в Узбекистан, а в Узбекскую ССР - советская власть! Узбекистан памятник этому кузнецу выкинул на задворки Ташкента. может и правильно, так как возможно история выдуманая тойже советской властью для нац поддержки местного населения. Узбекистан, судя по годам независимости, своих то детей по миру разослал...
    1. Алекс
      26 января 2025 15:04
      Яяя,
      Сейчас этот памятник Шомахмудовам стоит на своем месте. Его давно вернули обратно.
    2. Справедливость30 лет
      26 января 2025 23:27
      Алекс,
      Парк победы называетя !!
    3. Кстати
      27 января 2025 12:21
      Справедливость30 лет,
      После парка победы этот памятник перенесли обратно на первоначальное место 9 мая 2018 году. то есть на площадь Дружбы народов.
    4. Яяя
      27 января 2025 00:04
      Алекс,
      ну да, памятник оказалось вернуть проще чем людей. и то благодаря что распилить не успели. может материал не востребованным оказался..
    5. Активистка Аделя
      26 января 2025 22:09
      Яяя,
      Вы что несёте. Памятник давно на месте в центре стоит, а потом , какая разница Узбекская ССР или Узбекистан. И в том и другом случае, народ Узбекистана всегда был гостеприимным и доброжелательным. А вы не хотите признавать вклад республики в дело Победы! И свой дешёвый сарказм у себя дома демонстрируйте. Мой дедушка- узбекистанец был участник ВОВ, и родной дядя моей мамы из Башкортостана был также фронтовик, ещё достаточное количество родственников. А вы провокациями занимаетесь, рознь вносить,вас судить надо!
    6. Яяя
      27 января 2025 09:58
      Активистка Аделя,
      вы работник хакимиата или блогер и поэтому свой дешевый патриатизм с советами тут раздает? демонстрируйте свои советы своим домачадцам дома у себя. Судить надо не меня, а тех кто нашу историю переписал под себя. Есть разница между понятиями Узбекская ССР и Узбекистан и то что вы ее не видите или не понимаете это ваша проблема. Вклад республики в дело Победы отрицаю не я... Как день Победы 9 мая у нас называется?
    7. Не спорьте
      27 января 2025 16:28
      Яяя,
      Если брать политическую систему и экономику Узбекскую ССР и нынешний Узбекистан то разница конечно очевидная. А если брать границы...высоту гор...соседние республики. То разницы нету. Если брать обычную семью то там живут поколения родившиеся в Узбекской ССР или в независимом Узбекистане... и внутри этой семьи нет разногласии или деление кто где вырос. Сам народ не делит себя на "до" и "после". Территорию Узбекистана населяют люди. И эти люди наследники Узбекской ССР. Я не спорю что между понятиями Узбекская ССР и независимый Узбекистан есть конечно разница...но это только ведь... понятия в собственных законах ...гербе и других суверенных отличий! Но народ...реки...недра остались те же.. Нынешний Узбекистан невозможно представить без Узбекской ССР. Тут просто надо вначале определиться каждый человек что главное ставит во главе угла. ?
    8. Справедливость30 лет
      26 января 2025 23:26
      Яяя,
      Ты что вообще куку такое пишешь посмотри фильм ты не сирота УзССР!!!
  11. Серж
    26 января 2025 13:30
    Низкий поклон тем, кто чем мог помогал в ВОВ.!
    Светлая память всем тем, кого уже нет и всех благ кто еще жив.
    .
  12. Вотэтода
    26 января 2025 12:47
    Расскажите, как после землетрясения Россия принимала детей из Узбекистана! Дети жили на полном обеспечении!
    1. Папа Карло
      26 января 2025 16:55
      Вотэтода,
      Сарказм тут не уместен. Так оно и было.Я тогда был маленький и вместе с мамой на 3 мес уехали к родственникам, а сестры и братья моих друзей которым было лет 11-13 побывали в пионерских лагерях СССР .Тогда я впервые услышал слова Артек и Кишинёв из их восхитительных рассказов
    2. Новый день
      26 января 2025 22:22
      Папа Карло,
      Спасибо что сказали...-сарказм тут не уместен. Будет тема про землетрясение ...все конечно вспомнят оценят и почтут.
    3. 70I777XY
      26 января 2025 16:58
      Вотэтода,
      Бред не несите, какая эвакуация после землетрясения?
    4. Активистка Аделя
      26 января 2025 22:13
      Вотэтода,
      Почему вас сразу задевает, если хоть одна из братских республик в своё время сделала доброе и хорошее дела? Разве сейчас о России речь? Была одна страна. И говорят про вклад конкретной республики- Узбекистан. Так ясно, россияне?
    5. Водяра
      27 января 2025 10:46
      Вотэтода,
      Почему то я такую информацию нигде не нашел.Были отправки детей в период летных каникул в пионерские лагеря союзных республик, этого никто не отрицает, но... что бы массово эвакуировали детей?Ты наверное в отчаянии,от злости пишешь такое, или же с тяжёлого похмелья как это обычно делают каждый день некоторые здешьные "вяликие и незаменимые"!
  13. Юлия
    26 января 2025 12:06
    Уважаемый автор! Великая Отечественная война является частью Второй Мировой войны, однозначно. Но детей в УзССР сиз европейской части Союза начали эвакуировать именно после начала Отечественной. Не стоит стыдиться собственной истории и переписывать её тоже не надо. На дворе давно не 90-е годы.
    1. 4255
      26 января 2025 19:14
      Юлия, для тех кто воевал защищая территории УССР, БССР и РСФСР ВОВ, а для нас это Вторая Мировая Война. Потому что те территории для нас сейчас не Отечество.
    2. Активистка Аделя
      26 января 2025 22:36
      4255,
      Ничего подобного. Я не знаю где и в чём вы сейчас живёте, но в то время была единая страна, и война была наша общая, и Победа одна на всех ,общая и наша, каждой союзной республики. Не надо переворачивать историю и факты. Ни у кого такого права нет! И даже если мы разъеденены , мы обязаны помнить то время, и передавать новомк поколению, потомкам.
    3. 4255
      27 января 2025 03:45
      Активистка Аделя, в то время да была одна страна, слава богу это уже в истории. А передавать новому поколению о том что наши деды воевали защищая нынешние территории трех славянских республик (в то время одной страны) и сколько наших воинов дедов полегло во Вторую Мировую войну мы почтим и помним. Победа над озверевшим врагом вторгнувшегося без объявления “войны” на суверенную территорию соседа помнить будут всегда. Но и помним как когда-то наша общая страна вторглась в соседнюю Финляндию, Польшу и от этого я не в восторге. И я против чтоб это часть истории некоторые (41-45) использовали как политический инструмент. Миру Мир, всем добра!
    4. Память
      26 января 2025 22:37
      4255,
      Согласен с вами.... раньше я тоже как русский бунтовал на счёт отечественной и мировой...но реали и географии и современная история говорят что при нынешнем Узбекистане....это для Узбекистана вторая мировая война.... меня спасает нынешний парк Победы....сами россияне говорят что Узбекистан не забыли и помнит о победе. Этот парк победы олицетворяет и скрепляет всех народов СССР.. даже на пост советском пространстве нету этого парка...где заложены именно суть не "одной битвы". ...а суть вклада узбекистана.во всей войне и вам в парке гид расскажет вклад помимо узбекских войнонов... расскажет вклат белорусов...русских...армян и тд. С наступающим всех вас 80- летием с великой победы
  14. STOP
    26 января 2025 10:44
    Российский актёр Юрий Стоянов рассказал о своих родных и о спасеной матери во время эвакуации . Можно посмотреть его интервью во время приезда в Узбекистан. Можно также посмотреть отрывок диалога с сотрудником УФМС из фильма "Человек у окна".
  15. Чипыжик
    26 января 2025 10:19
    Вы напишите как эти дети и уже внуки эвакуировались после распада ссср
    1. 4255
      26 января 2025 12:01
      Чипыжик, бесплатно полученные квартиры построенные за деньги узбекского народа продали людям приютившим их бесплатно и уехали.
    2. Алекс
      26 января 2025 15:07
      4255,
      Хот один факт приведи что оставили квартиру бесплатно. С адресом, проверим. Не надо выдумовать.
    3. 4255
      26 января 2025 19:15
      Алекс, мальчик, ты ошибся адресом.,
    4. 4255
      26 января 2025 21:08
      Алекс, ни одной квартиры бесплатно не оставляли, читать умеешь?
    5. Водяра
      27 января 2025 10:53
      Чипыжик,
      Чекушник, а кто их эвакуировал?Сами убежали в трудное в экономическом плане время когда даже заварку распределяли по купону, как крысы с тонющего корабля а теперь воют, типа их кто то заставлял уезжать.Даже если так как ты говоришь, скажи, почему тебя и твоих предков никто не "эвакуировал"?
  16. Эдмонд Флогистон
    26 января 2025 10:16
    Очень прославился детский дом под руководством великой женшины педагога Хлебушкиной. Это часть нашей и общей славной истории.
  17. Vano
    26 января 2025 09:42
    300 тысяч русских детей приняла Узбекистан, но зачем на их дети? Понаделали депортов, мы должны были принять людей корейцев и других которые подверглись к депорту, зачем принимать детей от тех устроил войну?
    1. Юлия
      26 января 2025 12:03
      Vano,
      Во всех источниках фигурирует цифра 200.000, кстати. И, знаете, почему -то кажется, что Вы-то лично, сегодня даже одного соседского узбекского ребенка при необходимости не примете...А про начало войны хорошо бы серьезную литературу почитать, а не творчество интернет-просветителей со специфическим акцентом.
    2. Юсер
      26 января 2025 13:11
      Vano,
      Для особо образованных напомню, что Узбекская ССР была частью большого государства и принимала беженцев из братских Республик подвергшихся нападению фашистов. Если хотите, почитайте литературу о том, что фашисты хотели сделать с народами средней Азии. Нашим дедушкам и бабушкам вечная память. Мы всё помним, мы всех любим.
    3. Мурчик
      26 января 2025 18:26
      Vano,
      не просто так же принимали детей, за каждого ребенка СССР платили звонкой монетой, выдавали коров, баранов, запасы еды и конечно же дополнительные куски пахотной земли. при этом никто не проверял условий в которых эти дети росли, а условия зачастую были рабские - с утра до ночи пахать в поле, кушать пустую пресную лепешку с чаем.
      да и корейцев Вы не приняли - Вы их как скот содержали, почитай откровения корейцев, которые в Коре-Ильбо описаны, волосы дыбом встанут. отправили корейцев осваивать мертвые земли, осушать болота. сажать рис там где он никогда и не рос. они, чтобы не сдохнуть от голода, кушали собак и крыс, траву ели, по праздникам лишь одну конфетку детям дарили вместо подарка - это радушный и хлебный прием?))
    4. Активистка Аделя
      27 января 2025 00:40
      Мурчик,
      Вы что такое говорите?! Тогда всем было тяжело, и все работали для фронта для Победы! Не одни корейцы , все пахали, освп вали земли. Не надо переворачивать тут историю. И вносить рознь.
    5. Дартс
      26 января 2025 19:14
      Vano,
      Учить историю надо
    6. Vano
      28 января 2025 04:03
      Дартс,
      Мы приняли тех которых депортировали, но дети русских зачем к нам?
    7. МУШТУМ был такой журнал
      28 января 2025 08:40
      Vano,
      А кого, где депортировали и за что ?
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

В Маргилане женщина на Lacetti переехала ребёнка и скрылась — видео

В Маргилане произошёл инцидент, информация о котором, появившаяся в социальных сетях, вызвала широкий резонанс. Согласно сообщению пресс-службы
Сегодня, 00:10 3

Узбекистанцам возместят расходы на спорт и искусство

В Узбекистане молодёжь, посещающая спортивные секции и кружки искусств, будет поощряться. Об этом сообщила пресс-служба Министерства юстиции
Сегодня, 00:06

В Сурхандарье трое браконьеров убили редких горных козлов, ущерб — $350 тыс

В Сурхандарьинской области задержаны трое браконьеров, незаконно охотившихся на редких горных козлов — мархуров, занесённых в Красную книгу
Вчера, 23:56 1

В Узбекистане стартовал онлайн-приём документов на второе высшее образование

В Узбекистане началась регистрация на обучение по второй и последующей специальности в вузах страны. Весь процесс регистрации проходит в
Вчера, 23:38

В одном из детсадов Ташкента воспитатель поставила провинившихся детей к стене с поднятыми руками — видео

В социальных сетях широко разошлось видео, вызвавшее бурное обсуждение. На кадрах видно, как воспитательница частного детского сада в Ташкенте ставит
Вчера, 23:23 2