С момента активации законодательной нормы «О конфликте интересов» в декабре 2024 года, в Узбекистане были применены меры административного взыскания в отношении 407 должностных лиц и сотрудников государственных компаний. Такие данные были представлены 16 сентября на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса директором Агентства по противодействию коррупции, Акмалом Бурхановым.
Представленный отчет свидетельствует о системной работе, направленной на искоренение коррупционных проявлений в государственном секторе. По словам Бурханова, в рамках образовательных и превентивных мер было организовано свыше 100 разъяснительных мероприятий. Для оценки уровня осведомленности государственных служащих в вопросах предотвращения конфликта интересов, было проведено тестирование, в котором приняли участие более 95,6 тысячи человек, а соответствующее обучение прошли 85,5 тысячи сотрудников.
Еще до формального вступления закона в силу, надзорными органами были зафиксированы многочисленные случаи нарушений. В частности, было выявлено 213 ситуаций, когда близкие родственники состояли в отношениях прямого подчинения в рамках одного государственного органа. Кроме того, было установлено 1513 случаев, когда государственные служащие совмещали свою основную деятельность с ведением предпринимательской деятельности, что является прямым нарушением законодательства. По всем этим фактам были приняты соответствующие меры.
Особое внимание в докладе было уделено антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Была проведена экспертиза 2677 проектов нормативных актов, в 455 из которых было выявлено 1013 факторов, способствующих коррупции. Анализ также затронул и действующие документы: в 2024 году было изучено 692 нормативных акта, регулирующих сферы гражданства, семьи, образования, науки, культуры и информационной политики. В 68 из них был обнаружен 91 коррупциогенный фактор.
Отдельной строкой в отчете проходят нарушения в сфере государственных закупок. За последние шесть лет к уголовной ответственности за правонарушения в этой области был привлечен 791 человек. Наибольшее число нарушений зафиксировано в системах дошкольного и школьного образования (149 случаев), здравоохранения (116 случаев) и в деятельности хокимиятов (73 случая).
Статистика административных правонарушений в сфере госзакупок демонстрирует тревожную тенденцию к росту: если в 2022 году было зафиксировано 662 случая, то в 2023-м их число возросло до 1376. В 2024 году было зафиксировано 1334 нарушения, а за первые шесть месяцев 2025 года - уже 658.
Основные схемы нарушений включают заключение прямых договоров в обход установленных процедур на сумму 298 млрд сумов, закупки по необоснованно завышенным ценам на 152 млрд сумов, а также процедурные нарушения при проведении конкурсов и тендеров на 145 млрд сумов. Среди других распространенных нарушений - неразмещение информации на соответствующем портале (18,8 млрд сумов), неверный выбор процедур закупок (9,1 млрд сумов), отсутствие должной экспертизы контрактов (1,4 млрд сумов) и непосредственный конфликт интересов (1,3 млрд сумов).
Внедрение автоматизированной системы «Дистанционный аудит» позволило выявить финансовые ошибки и нарушения на общую сумму 2,3 трлн сумов по 112 тысячам случаев. При этом, удалось предотвратить неправомерные траты на сумму 1,6 трлн сумов. Также было пресечено 87 случаев нецелевого использования субсидий на сумму 247 млрд сумов.
Борьба с теневой экономикой также приносит свои плоды. По словам Бурханова, инвентаризация 673 тысяч субъектов предпринимательства позволила взыскать в бюджет 16 трлн сумов за счет отражения ранее скрытых оборотов в официальной финансовой отчетности.
В рамках усиления борьбы с коррупцией в Узбекистане обсуждается внедрение системы проверки государственных служащих на склонность к коррупции. Эта система будет оценивать уровень коррупционных рисков среди лиц, занимающих руководящие должности, а также кандидатов на эти посты.