Центральный банк Узбекистана подвел итоги надзорной деятельности за сентябрь, в результате которой к восьми коммерческим банкам были применены штрафные санкции, а еще двадцать финансовых организаций получили официальные предупреждения. Данная информация была обнародована пресс-службой регулятора по результатам активной работы профильного комитета.
В течение сентября Комитет по банковскому надзору провел девять заседаний, на которых было рассмотрено в общей сложности 43 вопроса, затрагивающих различные аспекты функционирования кредитных и платежных организаций страны. Значительная часть повестки - 28 вопросов - была посвящена вопросам лицензирования и выдачи разрешений. В частности, были рассмотрены кандидатуры на руководящие посты в наблюдательных советах и правлениях банков, утверждены изменения в уставных документах пяти кредитных организаций, а также выданы разрешения на приобретение долей в капитале.
Отдельное внимание было уделено финансовой устойчивости подотчетных организаций. Пятнадцать вопросов касались оценки их текущего состояния, в том числе соблюдения пруденциальных нормативов и ранее выданных предписаний. В рамках этой работы регулятор анализировал результаты инспекций, а также эффективность систем противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
По итогам проверок и анализа деятельности, Центральный банк вынес предупреждения семи банкам и тринадцати платежным организациям. Основанием для этого послужили нарушения пруденциальных норм, несоответствие законодательным требованиям и недостатки, выявленные в ходе инспекционных мероприятий.
Более строгие меры в виде штрафов были применены к восьми банкам. Санкции были наложены за несоблюдение правил в сфере ПОД/ФТ и противодействия распространению оружия массового уничтожения, а также за нарушения законодательства, регулирующего взаимоотношения с клиентами.
В октябре ЦБ сообщил о ранее применённых мерах к TBC Bank, Davr Bank и Hamkorbank, которые были оштрафованы в первой половине года на общую сумму 2,5 млрд сумов. Кроме того, регулятор обязал эти финансовые институты возместить своим клиентам почти 29 млрд сумов в связи с допущенными нарушениями.
На фоне усиления надзора происходит и развитие законодательной базы. В феврале текущего года Шавкат Мирзиёев подписал закон, создающий правовую основу для деятельности микрофинансовых банков (МФБ). Эти организации займут нишу между микрофинансовыми организациями и коммерческими банками, обладая минимальным уставным капиталом в 50 млрд сумов. Новые игроки рынка смогут привлекать вклады до 200 млн сумов и выдавать кредиты до 5 млрд сумов, при этом не менее 70% их портфеля должно быть направлено на поддержку микробизнеса и самозанятых граждан.
Процесс формирования нового сегмента уже начался. Летом стало известно, что микрофинансовая организация Tayyab Finance получила предварительное разрешение от Центрального банка на трансформацию в микрофинансовый банк, что стало одним из первых подобных решений. Предполагается, что новый банк будет функционировать по цифровой модели, предоставляя широкий спектр услуг через сеть офисов.