Шавкат Мирзиёев ознакомился с пакетом правительственных предложений, направленных на коренной пересмотр механизмов помощи социально уязвимым слоям населения. Как сообщает пресс-служба главы государства, ключевым вектором реформ станет отход от унифицированных решений в пользу глубоко дифференцированного подхода к каждой нуждающейся семье.
Текущая ситуация в сфере социальной защиты базируется на данных Единого реестра, в рамках которого профильные ведомства провели масштабную оценку имущественного и финансового положения 1,8 миллиона домохозяйств республики. Результаты аудита показали, что на данный момент 739 тысяч семей официально классифицируются как малообеспеченные либо находящиеся в непосредственной близости к черте бедности. Эти граждане уже включены в действующую базу данных и получают положенные по закону выплаты и материальную помощь.
Однако власти намерены усложнить и одновременно сделать более адресной саму структуру поддержки. Планируется слияние реестра социальной защиты и отдельного реестра бедных семей в новую, единую базу данных - Социальный реестр. Это позволит не просто фиксировать факт нужды, но и сегментировать население по степени экономической устойчивости.
Согласно представленному плану, семьи в новом реестре будут разделены на три конкретные категории:
1 - Семьи, находящиеся на полном государственном обеспечении.
2 - Малообеспеченные семьи.
3 - Домохозяйства, балансирующие на грани бедности.
Принципиальное новшество заключается в том, что пакет помощи теперь не будет одинаковым для всех. Для каждой из вышеуказанных категорий разрабатывается свой набор инструментов поддержки и социальных услуг, который напрямую зависит от реальных доходов и, что немаловажно, от потенциальной способности членов семьи к труду.
Особое внимание уделено роли органов самоуправления. «Махаллинским семеркам» предоставляются расширенные полномочия: именно они смогут инициировать включение в Социальный реестр тех семей, где есть люди с ограниченной трудоспособностью или граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, требующую немедленного вмешательства. При этом для определенных категорий семей, где объективно ограничены возможности для заработка, государственная помощь будет выделяться без требования обязательной занятости.
Власти ставят перед собой задачу не просто субсидировать бедность, но и искоренять ее причины. В отношении семей, попавших в реестр, будет действовать программа повышения доходов, предусматривающая активное вовлечение трудоспособных граждан в малый бизнес и наемный труд. Параллельно с финансовыми инструментами будет развернута система предоставления услуг в сферах здравоохранения, улучшения жилищных условий и профессиональной занятости.
Инфраструктурные изменения затронут и региональный уровень. В планах правительства - создание сети территориальных центров социальных услуг, которые покроют весь Узбекистан. Пилотный запуск намечен на 2026-2027 годы, когда свои двери откроют первые 20 подобных учреждений. Функционал центров будет широким: от комплексного ухода и присмотра до абилитации и реабилитации лиц с инвалидностью. Также там будет организовано обучение в дневном формате для граждан, нуждающихся в посторонней помощи.
Цифровизация процессов остается приоритетом. Внедрение электронных направлений и расширение онлайн-услуг призвано минимизировать бюрократические барьеры и сделать получение помощи прозрачным и быстрым процессом.
В последние годы Узбекистан активно сотрудничает с Нобелевскими лауреатами по экономике (в частности, с Абхиджитом Банерджи и Эстер Дюфло) для разработки эффективных метрик оценки бедности, отходя от простого подсчета калорий к многомерному индексу бедности, учитывающему доступ к медицине, образованию и инфраструктуре.