Гражданину, ставшему жертвой масштабной мошеннической схемы с использованием криптовалют, удалось частично вернуть утраченные средства после вмешательства Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана). В результате совместных действий с правоохранительными органами, в пользу пострадавшего было взыскано 115 тысяч долларов США из общей суммы ущерба в 170 тысяч.
Инцидент, послуживший поводом для разбирательства, произошел в декабре 2024 года. Гражданин М.П., поддавшись на уговоры злоумышленников, которые представлялись высокопоставленными сотрудниками силовых ведомств и Центрального банка, совершил серию транзакций в криптовалюте. Для аккумулирования требуемой суммы в 170 000 долларов, он был вынужден реализовать свое жилье и автомобиль, а также использовать все личные сбережения и привлечь заемные средства.
Осознав, что стал жертвой обмана, М.П. подал официальное заявление в Центр кибербезопасности, что привело к возбуждению уголовного дела. Параллельно он направил обращение омбудсману, детально изложив обстоятельства произошедшего.
Аппарат омбудсмана, в свою очередь, инициировал межведомственный запрос в Министерство внутренних дел для прояснения ситуации. Последующая координация действий с Управлением кибербезопасности позволила установить и провести оперативные мероприятия. В итоге, со счета одного из криптомагазинов, задействованного в схеме, удалось взыскать и вернуть заявителю 115 тысяч долларов, что в эквиваленте составляет 1 миллиард 434 миллиона 625 тысяч сумов.
В пресс-службе Уполномоченного по правам человека подчеркнули, что, несмотря на данный положительный исход, большинство подобных случаев не имеют такого завершения. Значительное число обращений, связанных с мошенничеством, поступает в аппарат регулярно, однако технологические и юридические сложности, связанные с анонимностью криптовалютных транзакций, часто делают возврат средств невозможным.
В связи с этим, ведомство омбудсмана распространило ряд настоятельных рекомендаций для граждан. В частности, указывается на необходимость проявлять особую бдительность при общении с лицами, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов или банков, но при этом используют для связи частные телефонные номера и выдвигают требования финансового характера. Категорически не рекомендуется сообщать по телефону личные идентификационные данные, включая паспортные сведения, номера ID-карт, реквизиты банковских карт и любые коды подтверждения. Особый акцент сделан на том, что требование провести оплату через криптовалюту от незнакомых лиц должно служить безусловным сигналом для немедленного прекращения контакта и обращения в органы внутренних дел.
Узбекистан занимает лидирующие позиции в Центральной Азии по уровню принятия криптоактивов. При этом законодательство страны четко разграничивает легальные и нелегальные операции: все транзакции должны проходить через лицензированных провайдеров услуг, а использование криптовалют в качестве платежного средства за товары и услуги запрещено.