Заботясь о качественном образовании...

Заботясь о качественном образовании...
Мы всё ближе подходим к тридцать четвёртой годовщине независимости Республики Узбекистан. Хотя этот период является относительно коротким с точки зрения истории, я думаю, что его достаточно, чтобы сделать определённые выводы и извлечь уроки.

Честно говоря, мы провели первые десять лет независимости, озабоченные выживанием. Мы сталкивались с дефицитом, угрозами, экономическим кризисом, и находились в ловушке разрушенных, полностью обанкротившихся связей.

Зерновая независимость для нас стала вопросом жизни и смерти. Мы были свидетелями времен, когда не люди управляли экономикой, а
экономика управляла людьми.

Одной из самых страшных ошибок того времени было то, что мы не уделяли должного внимания сфере образования и воспитания. Хотя это и горько признавать, нам до сих пор приходится расплачиваться за это.

Детские сады, которых и так не хватало и куда родителям приходилось выстаивать длинные очереди, чтобы отдать туда своих детей, были закрыты. Здания были разграблены. Самый важный период детства, когда происходит развитие умственных способностей, был заперт в домах. Дедушки и бабушки присматривали за детьми, пока родители не возвращались с работы.

Школы оказались в плачевном состоянии. В основном они якобы ремонтировались на незначительные суммы, насильно собранные с родителей.

На плечи учителей же был возложен хомут принудительного труда, унаследованный от колониальной системы. В результате система образования в Узбекистане пришла в упадок.

У меня есть все основания утверждать, что эта ситуация продолжалась до 2016 года.

Учитель был вынужден оставить школу. Для поступления в высшие учебные заведения были придуманы коррупционные методы. Одним словом, с какой стороны ни посмотри, система образования была доведена до плачевного, беспомощного состояния.

В такой ситуации говорить о качестве образования само по себе было бы нелогично.

В то время как школьное образование в какой-то мере всё ещё давало ученикам хоть что-то, были организованы колледжи, и учащиеся были вынуждены продолжать свое обучение там.

Прошлое показало, что и в этом отношении мы совершили ошибку.

Новому лидеру Узбекистана, Президенту Шавкату Мирзиёеву, в наследство досталась система образования, оказавшаяся в упадке.
Правда, были и те, кто считал, что пока рано говорить о качестве образования. Последнее десятилетие было посвящено решению этих проблем.

Во-первых, была восстановлена сфера дошкольного образования. Появились негосударственные дошкольные образовательные учреждения. Эти учреждения начали активно охватывать детей, которые ранее оставались вне внимания в дошкольный период. Наши дети получили возможность пройти этап подготовки к школе. В стране заново была создана целая система, называемая «дошкольное образование». Обратите внимание на название — значит, первый этап образования начинается именно со сферы дошкольного образования.

Во-вторых, было восстановлено одиннадцатилетнее образование в школах. Улучшилась материально-техническая база школ. Были построены новые школы. Существующие были капитально отремонтированы.

В-третьих, были упразднены не оправдавшие себя колледжи. Были прекращены неудачные попытки.

В-четвертых, бремя принудительного труда было снято с плеч школьных учителей и преподавателей университетов. Их зарплаты выросли в несколько раз.

В-пятых, создан полностью прозрачный механизм приема в высшие учебные заведения. Охват высшим образованием увеличился в несколько раз.

На мой взгляд, достичь этих результатов было нелегко. Благодаря твёрдой политической воле Президента Шавката Мирзиёева были достигнуты очень большие успехи. И этот процесс продолжается. Потраченные на это средства не поддаются подсчёту. А о труде и усилиях и говорить не приходится.

В чём сегодня ощущают потребность нация, страна, Президент? На что следует обратить внимание, чтобы совершить коренной поворот в сфере образования? Что мы должны сделать, чтобы соответствовать мировым образовательным стандартам? О чём мы должны сегодня по-настоящему беспокоиться?

Сегодня Узбекистан нуждается в качественном образовании.

И заботой нации должно быть только и только качественное образование. На этом этапе очень важно, чтобы мы сначала поняли и осознали, что такое качественное образование. Президент и государство свой долг выполнили и выполняют. Мы перечислили это выше.
Обеспечение качественного образования должно стать, прежде всего, главной обязанностью учителей всех уровней. И родители, и общество должны повысить свою ответственность за получение качественного образования детей. На самом деле, наиболее заинтересованной стороной в качественном образовании являются именно родители. Масштаб этой заинтересованности со временем расширяется, охватывая и государство, и общество. Истины, которых мы не осознаём сегодня, завтра могут жестоко отомстить нам завтра.
Нам нужно перестать гнаться за цифрами. Нам нужно как можно скорее вернуться к качеству.

Качество должно начинаться в системе дошкольного образования, развиваться в школе и укрепляться в высшем учебном заведении.
Вокруг качества образования должны объединиться и учителя, и родители, и всё общество — действовать сообща.

Достичь устойчивого счастья и благополучия людей можно только через предоставление их детям качественного образования и знаний.
Без внедрения и налаживания качественного образования невозможно достичь никакого положительного результата. Только и только качественное образование может возвысить нацию. Развить страну. Эти процессы происходят естественным образом благодаря качественному образованию. Происходит не революционное, а эволюционное развитие.

Качественное образование — единственный фактор, обеспечивающий национальную независимость нашей страны и сохраняющий ее стабильность. Это жесткое требование времени!

В новом мире господствует закономерность достижения независимости через качественное и современное образование, а также её сохранения и приумножения за счёт развития науки и укрепления системы образования.

Народ, желающий повышения качества жизни, должен осознать, что без качественного образования этого достичь невозможно.
Развитые страны не достигли нынешнего уровня жизни сами по себе — в основе этого, прежде всего, лежит качественное образование.
Реформа на самом деле должна начинаться с качественного образования. Любая реформа, в основе которой не лежит качественное образование, приведёт не к успеху, а к поражению.

Очевидно, что современные европейские страны уделяют первостепенное внимание качеству образования. Без этого ничего нельзя было бы достичь.

Представьте себе карту мира. Где наука продвинулась вперед, там и страна развивалась. Получается, что качество образования в этой стране рассматривается как главная проблема.

Благодаря качественному образованию можно не только изменить свою страну, но и получить возможность подчинить себе весь мир.

Проблемы, трудности, нищета, зависимость, рабство устраняются только одним способом — через науку и качественное образование.
6–9 августа 1945 года на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы Соединёнными Штатами Америки.

Тогда президент США Гарри Трумэн сказал по этому поводу следующее:

«Мы создали в истории человечества крайне ужасное оружие. Это оружие будет использовано только против одного государства — Японии. При этом будут выбраны военные объекты, солдаты и военно-морские силы в качестве целей. Пусть японцы и являются дикой, жестокой и беспощадной нацией, но даже ради интересов нашего народа мы не можем сбросить эту бомбу ни на новую, ни на старую столицу…».

2 сентября 1945 года в Токийском заливе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Международное сообщество ввело в отношении Японии крайне жёсткие ограничения.

Как японцы смогли преодолеть такие тяжёлые времена упадка?

Как им удалось войти в число самых развитых стран мира?

Каким образом Япония, не обладая природными ресурсами, смогла стать одной из ведущих экономически развитых стран мира?
На все эти вопросы есть только один ответ: качественное образование вывело Японию из трясины упадка.
Почему мы обратились к положению Японии в сорок пятом году прошлого века?

Потому что хотим привлечь ваше внимание к тому, что спасение заключается именно в качественном образовании.
Мы все являемся свидетелями того, как наука и качественное образование способны покорять мир, силу, власть и невежество.
Гарантией независимости также является развитие науки и качественного образования.
Мы не случайно снова и снова повторяем выражение «качественное образование».

Неэффективное, не соответствующее социально-экономическим потребностям образование, особенно когда оно по своему удельному весу превышает долю качественного образования, имеет обратный эффект, негативно влияя на вектор устойчивого развития общества и приводит к трудно исправляемой ситуации.

Мир превратился в пространство с жёсткой конкуренцией.

В современном обществе признаётся и принимается только то, что обладает высоким качеством — будь то товары, услуги или, в том числе, образование. Только они приносят результат.

Качественное образование без преувеличения можно сравнить с локомотивом. Там, где есть качественное образование — всё доступно.
Во главе качественного образования должны стоять просветители и интеллигенция нации.

Если учитель патриотичен и предан своему народу, то в первую очередь он даст ученику качественное образование.
В свою очередь, и ученик не будет гоняться за поддельными оценками и дипломами.

Нельзя отрицать, что многие люди, да и общество в целом, не готовы к жестким законам качественного образования. Не могут этого вынести.

В качественном образовании нет лжи. Преподаватель проводит качественные занятия и предъявляет высокие требования к ученикам. Никто извне не вмешивается в отношения учителя и ученика.

Родителям важно уйти от позиции обвинения учебного заведения, учителя, а вместо этого бороться за то, чтобы их ребенок получил качественное образование, и требовать этого от ответственных лиц.

И тогда мы постепенно сможем перейти к качественному образованию. В противном случае нам придется жить с печальными последствиями некачественного образования.

Первый враг независимости — это некачественное образование. Качественное образование вырывает зависимость с корнем. Оно избавляет от образа слабости. Напротив, оно способствует развитию всего, что противоположно этому. Стремится дать детям хорошее образование. Старается не отставать от мирового уровня науки и знаний. Опирается на свои знания, способности и силу воли.
Отвергает помощь других. Создаёт сам, строит сам, на деле доказывает, что не хуже других.

Что означает некачественное образование? Прежде всего, это школа, которая не даёт знаний, вуз, который не готовит специалистов, безграмотный учитель, недостойный преподаватель. Ученики, обучающиеся у таких педагогов, напрасно тратят свои годы. В обществе растёт слой необразованных людей.

Некачественное образование — это значит безграмотный врач. Человек, попавший к нему в руки, спасётся только смертью.

Некачественное образование — это человек, не способный к мышлению, полуграмотный. Где бы он ни работал в обществе, он тянет вниз ту сферу, в которой находится.

Некачественное образование — это отсутствие будущего у страны, у нации. Такой народ не увидит просветления. Там, где нет качества, не может быть и результата.

Не нужно далеко ходить. Сегодня за чудом Китая, удивляющим весь мир, за японским мышлением, потенциалом Сингапура и просвещённостью Малайзии, в первую очередь, стоит качественное образование.

Качественное образование требует равного развития всех звеньев системы. Все механизмы должны работать согласованно.
Иначе, как и сегодня, школа будет винить детский сад, вуз - школу.

Вся система образования должна нести равную ответственность за качество образования. Без этого невозможно достичь высокого уровня образования.

В мире много стран, много народов. Но не все из них независимы и свободны. Если вы взгляните на историю этих стран и народов, то увидите, что они утратили свою независимость и свободу, оказавшись зависимыми от других — точнее, от интеллектуального могущества других. Если посмотреть глубже, окажется, что в те времена они были далеки от просвещения. В результате они отстали в развитии, предались равнодушию и безразличию.

Роскошь и расточительство достигли апогея. Воспитание и образование молодежи оказалось в забвении. Люди предались национальной ограниченности. В результате они сами обрекли себя на рабство.

Первый президент США Джордж Вашингтон сказал: «Только тогда, когда народ станет грамотным, образованным, овладеет ремеслами — одним словом, просвещённым — возможен прогресс».

Узбекистан ясно обозначил свою цель: страна и ее система образования ни на минуту не должно прекратить борьбу за достижение качественного образования. Соответственно, необходимо систематически внедрит такие принципы качественного образования, которые не уступают стандартам самых авторитетных и влиятельных стран мира.

XXII век считается веком интеллектуального богатства. В этом веке народы и страны с низким уровнем интеллекта окажутся в зависимости от тех, чей интеллектуальный потенциал высок.

В этом вопросе природные богатства — ни подземные, ни наземные — уже не играют решающей роли. Интеллект давно вышел на первое место.

Существует мнение о том, что страны, богатые сырьем, поглощаются странами с более высоким уровнем интеллекта. Нельзя игнорировать тот факт, что страны, обладающие природными ресурсами, становятся все более бедными.

Если задуматься поглубже, можно увидеть, что разум, знания и интеллект всего мира концентрируются в развитых странах. На этом пути развитые государства не жалеют никаких средств.

В результате этого государства, сосредоточившие интеллект, продолжают стремительно развиваться, в то время как остальные остаются позади. Так возникает умственная зависимость, которая, по сути, страшнее любой экономической или политической зависимости.
Мы должны осознавать, что путь к тому самому интеллектуальному богатству, о котором мы говорим, лежит через качественное образование.

Там, где даётся качественное образование, нет необходимости читать лекции о патриотизме. Само по себе и качественное преподавание, и стремление к знаниям — уже подлинное проявление любви к Родине.

Нация должна осознать, что её будущее — в качественном образовании, и без него нет ни света, ни просветления.

Рустам ХАЛМУРАДОВ,
ректор Самаркандского государственного университета,
заслуженный деятель науки Республики Узбекистан,
член Сената Олий Мажлиса.
Интересное по теме:
Комментарии
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

В Маргилане женщина на Lacetti переехала ребёнка и скрылась — видео

В Маргилане произошёл инцидент, информация о котором, появившаяся в социальных сетях, вызвала широкий резонанс. Согласно сообщению пресс-службы
Сегодня, 00:10 3

Узбекистанцам возместят расходы на спорт и искусство

В Узбекистане молодёжь, посещающая спортивные секции и кружки искусств, будет поощряться. Об этом сообщила пресс-служба Министерства юстиции
Сегодня, 00:06

В Сурхандарье трое браконьеров убили редких горных козлов, ущерб — $350 тыс

В Сурхандарьинской области задержаны трое браконьеров, незаконно охотившихся на редких горных козлов — мархуров, занесённых в Красную книгу
Вчера, 23:56 1

В Узбекистане стартовал онлайн-приём документов на второе высшее образование

В Узбекистане началась регистрация на обучение по второй и последующей специальности в вузах страны. Весь процесс регистрации проходит в
Вчера, 23:38

В одном из детсадов Ташкента воспитатель поставила провинившихся детей к стене с поднятыми руками — видео

В социальных сетях широко разошлось видео, вызвавшее бурное обсуждение. На кадрах видно, как воспитательница частного детского сада в Ташкенте ставит
Вчера, 23:23 2