По статистике, сегодня в Узбекистане более 30 миллионов человек пользуются Интернетом. Портал NapoleonCat отметил, что в 2024 году 9,42 млн узбекистанцев будут пользоваться Instagram, а почти 10 млн — Facebook. Их число растет с каждым годом.
Сегодня Интернет и социальные сети не только предоставляют развлекательный, образовательный или технологический контент, но и порождают новые угрозы. В частности, учащаются случаи дезинформации, кибербуллинга, вредоносных ссылок и интернет-мошенничества.
Давайте снова обратимся к цифрам. В 2024 году на интернет-площадках было выявлено 19 295 случаев фишинга, дипфейков, поддельных профилей и вредоносных ссылок с целью мошенничества, 274 случая насилия, жестокости и причинения вреда здоровью, а также 18 393 случая рекламы наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
В такой ситуации защита прав пользователей в сети и борьба с противоправным контентом становятся как никогда важными.
Каков зарубежный опыт регулирования деятельности интернет-площадок и сайтов?
Например, в Германии в 2017 году был принят Закон об улучшении соблюдения правопорядка в социальных сетях (известный как «Закон Facebook»). Этот документ обязывает основные платформы, включая Facebook, Twitter, YouTube и другие, немедленно удалять материалы, которые считаются «незаконным контентом» согласно соответствующей статье немецкого уголовного кодекса.
В 2020 году во Франции был принят закон о борьбе с разжиганием ненависти в Интернете, который обязывает онлайн-платформы удалять противозаконный контент без постановления суда и дает платформам право налагать штрафы, если жалобы не удовлетворяются. В то же время, согласно этому закону, социальные сети должны иметь законного представителя во Франции.
Согласно этому документу, платформы, размещающие противоправный контент, могут быть оштрафованы на сумму до 250 000 евро, а те, кто отказывается удалить такие материалы в установленные сроки, могут быть оштрафованы на сумму до 1,25 млн евро.
Турция установила, что с 2020 года иностранные ИТ-компании обязаны открыть свои представительства на территории страны. В ноябре 2020 года ряд крупных платформ (Facebook, Twitter, Instagram, Periscope, Youtube, TikTok) были оштрафованы на 1 миллион евро каждая за несоблюдение этой процедуры.
Какие обязательства новый законопроект возлагает на социальные сети и сайты?
Законопроект «О защите прав пользователей интернет-площадок и сайтов», внесенный на обсуждение 10 мая текущего года, содержит ряд важных изменений и нововведений.
В первую очередь, основная цель законопроекта — регулирование деятельности социальных сетей в Узбекистане и защита прав рядовых пользователей. Этот документ налагает ряд обязательств на цифровые платформы и веб-сайты.
Во-первых, согласно законопроекту, интернет-платформы должны оперативно удалять противоправный контент — фейковые новости, рекламу наркотиков или оскорбительные материалы. Например, если вы увидите публикацию с таким содержанием на странице в социальной сети и сообщите об этом, платформа будет вынуждена удалить ее.
Законопроект усиливает конфиденциальность персональных данных. Платформы обязаны не предоставлять информацию о пользователях третьим лицам без их согласия.
Еще одним важным моментом является то, что онлайн-платформам запрещено использовать вводящие в заблуждение интерфейсы, которые обманным путем заставляют пользователей совершать определенные финансовые действия. Это приведет к ограничению рекламы, связанной с различными видами финансового мошенничества.
Закон также обязывает интернет-платформы назначать представителя в соответствии с Гражданским кодексом для взаимодействия с уполномоченным органом (АИМК). Это поможет Узбекистану укрепить связи с глобальными социальными сетями и платформами, гарантируя их функционирование в рамках узбекского законодательства.Қонун лойиҳасида веб-сайтларга ҳам бир қатор мажбуриятлар баён қилинган. Энг аввало, веб-сайтлар ўз фаолиятини Ўзбекистон Республикаси қонунчилиги асосида юритиши белгиланган.
Во-вторых, веб-сайты обязаны уважать права и свободы, честь и достоинство личности. Помогает бороться с распространением анонимных сообщений, материалов, направленных на оскорбление чести и достоинства граждан через различные ресурсы.
Еще одним важным моментом является то, что сайты не должны размещать и распространять противозаконный контент, а в случае обнаружения его наличия он должен быть удален администрацией сайта.
Кроме того, добровольное спонсорство должно соответствовать законодательству, в том числе по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
Подводя итог, можно сказать, что законопроект в первую очередь направлен на защиту прав пользователей. Соблюдая его, можно эффективно бороться со многими негативными тенденциями в сетях, случаями незаконного распространения информации.
Законопроект налагает четкие обязательства на онлайн-платформы и веб-сайты. Речь идет не об ограничении свободы слова, а об установлении чистых и законных правил игры. Данный проект документа также будет способствовать укреплению информационного суверенитета Узбекистана.
Обеспечивая прозрачность и соответствие функционированию социальных сетей закону, мы можем создать более безопасную и лучшую «цифровую среду». В результате принятия законопроекта появится возможность принятия эффективных мер в отношении ресурсов и платформ, нарушающих законодательство.
Нигора ХОДЖАЕВА,
начальница отдела АИМК.
начальница отдела АИМК.