Проект реконструкции улицы Шота Руставели стал предметом обсуждений среди жителей города. Его концепция считается новаторской для Ташкента, но некоторые аспекты вызывают вопросы. На представленных эскизах видно, что остановки общественного транспорта расположены в центре проезжей части. Доступ к ним будет осуществляться через пешеходные переходы, оснащенные светофорами. Согласно проекту, светофоры для пешеходов будут работать 30 секунд, а для автомобилистов — от 40 до 50 секунд. Однако расположение остановок вызывает опасения у местных жителей. Летом в Ташкенте температура воздуха достигает высоких отметок, а металлические поверхности на остановках могут нагреваться до 90 градусов по Цельсию. При этом тень от деревьев не покрывает остановки, и они остаются открытыми для солнца. Проектировщики предложили сократить интервалы движения автобусов, чтобы уменьшить время ожидания пассажиров, но пока неясно, насколько комфортно это будет для конечных пассажиров.
Реконструкция затронет несколько ключевых магистралей города. Работы начнутся с южной части Ташкента, от улицы Янги Сергели, затем продолжатся по улице Шота Руставели, далее по улице Шахрисабз и завершатся на севере, на улице Амир Темур. Для удобства жителей движение будет перекрываться только в одном направлении на время проведения работ. Проект реализует китайская строительная компания CSCEC, которая взяла на себя финансирование строительства. Узбекистан начнет выплачивать средства компании с рассрочкой на семь лет. Интересно, что другие компании, в том числе еще одна китайская и две французские, отказались от участия в проекте из-за отсутствия государственных гарантий возврата средств. CSCEC, несмотря на это, согласилась приступить к работам.
Реконструкция стартует 1 июня 2025 года и, по предварительным данным, завершится к 1 сентября того же года. Однако организаторы отмечают, что сроки могут быть продлены в зависимости от хода работ. Проект направлен на улучшение транспортной инфраструктуры города, но его реализация потребует координации и терпения от жителей Ташкента.
Представлены два варианта проектных решений:
Вариант 1 (Выбранный):
- Скорость общественного транспорта: 29,8 км/ч (рост на 38% по сравнению с текущей, среднее время в пути сократится на 2,40 мин).
- Скорость личного транспорта: 30 км/ч.
- Снижение уровня аварийности на 25%, экономический эффект – 0,4 млн $/год.
- Общий экономический эффект – 4,2 млн $/год.
- Парковочные места – 497.
Этот вариант предполагает организацию выделенных полос для общественного транспорта по оси проезжей части (в центре) с организацией параллельных мест с двух сторон и запретом левых поворотов.
Вариант 2:
- Скорость общественного транспорта: 20 км/ч.
- Скорость личного транспорта: 25 км/ч.
- Снижение уровня аварийности на 25%, экономический эффект – 0,4 млн $/год.
- Общий экономический эффект – 1,3 млн $/год.
- Парковочные места – 540.
Этот вариант предполагал выделенные полосы у края проезжей части с парковкой с одной стороны и ограничением левых поворотов.
Также рассматривался вариант с выделенными полосами у края проезжей части, парковкой с двух сторон и ограничением левых поворотов (Вариант 3 в таблице анализа скорости), который показал бы среднюю скорость сообщения 19,9 км/ч (рост на 8%).






Расширение и улучшение общественного транспорта в Ташкенте (2022-2030 гг.)
Реконструкция улицы Шота Руставели является частью более широкой стратегии по развитию общественного транспорта в Ташкенте.
Распределение поездок: Наблюдается тенденция к росту использования общественного транспорта. Если в 2022 году на автобусы приходилось 10% поездок, метро – 11%, а автомобили – 79%, то к 2024 году (прогноз) ожидается: автобусы – 16%, метро – 19%, автомобили – 65%. (Данные Управления общественного транспорта г. Ташкента и web-сайта STAT.UZ)
Показатели работы (2022-2030 гг.):
- Количество маршрутов: с 139 (2022) до 183 (2030). Прогноз на июнь 2025 – 173.
- Количество автобусов: с 809 (2022) до 2920 (2030). Прогноз на июнь 2025 – 1552 (104,2% от плана).
- Количество перевезенных пассажиров (ежедневно, факт): с 10541 (2022) до 28700 (2030, прогноз). Прогноз на июнь 2025 – 25600 (104,9% от плана).
- Годовое количество перевезенных пассажиров (тыс.): с 144967,0 (2022) до 857750,0 (2030). Прогноз на июнь 2025 – 428188,0 (195,4% от плана).
- Количество пассажиров, перевезенных за один рейс: с 46 (2022) до 78 (2030). Прогноз на июнь 2025 – 70 (52,2% от плана).
- Количество рейсов, выполненных одним автобусом за один день: с 602 (2022) до 1170 (2030). Прогноз на июнь 2025 – 879 (46,0% от плана).
- Охват населения общественным транспортом: с 26% (2022) до 59% (2030). Прогноз на июнь 2025 – 39% (что составляет 4% от годового целевого показателя или целевого показателя на данный период).
- Соотношение роста: К 2030 году прогнозируется рост количества автобусов на 261% и рост пассажиропотока на 188% по сравнению с 2022 годом, при этом общий индекс соотношения роста пассажиропотока и увеличения количества автобусов достигнет 492%.
Ряд каналов и СМИ начали сообщать о том, что стоимость проекта оценивается в $198 млн на 6.5 км участке, что не соответствует действительности. На самом деле, даже по словам организаторов, проект ещё не имеет окончательной стоимость и будет оцениваться международными консалтинговыми компаниями уже по ходу работ. К тому же неизвестно, что имел ввиду Бахром Шакиров, называя данные цифры, возможно эта первоначальная оценочная стоимость касается всего проекта реконструкции транспортных артерий всей столицы.
В Ташкенте уже проводились масштабные реконструкции дорог в 2000-х годах, но проект Шота Руставели станет первым, где остановки общественного транспорта размещены в центре проезжей части, что является необычным решением для городской среды Узбекистана.