Власти Афганистана активизировали свое внешнеполитическое взаимодействие, стремясь к интеграции в региональные экономические проекты в надежде на окончательное признание международным сообществом режима Талибов. Доктор Станислав Ткаченко, известный экономист, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и эксперт клуба "Валдай", проливает свет на проблемы и перспективах такого сценария в интервью с Ia-centr.ru.
В 2023 году афганское правительство заявило о своем желании участвовать в саммитах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Такое включение могло бы создать единое пространство для безопасности и сотрудничества в Центральной и Южной Азии. За последние полтора года афганское правительство продемонстрировало свою способность контролировать территорию страны и поддерживать приемлемый уровень безопасности для своего населения.
Чтобы убедить государства - члены ШОС в своем партнерском потенциале в решении экономических, транспортных и логистических проектов, таких как строительство каналов, железных дорог и шоссейных дорог, а также освоение природных ресурсов Афганистана при финансовой поддержке стран ШОС, афганское правительство отправится в длительный путь, который может занять не менее пять лет.
В свою очередь, ШОС может сыграть значительную роль в легитимизации правительства движения "Талибан", признав его де-факто государственной властью и инициировав процесс полномасштабного дипломатического признания. Что касается нынешнего тупика в контактной группе ШОС-Афганистан из-за непризнания афганского правительства международным сообществом, то существуют альтернативные механизмы.
Соседние государства, включая Россию, уже добились квазидипломатического признания нынешнего афганского правительства. Имели место дипломатические обмены и делегации, и в этих странах действуют "дипломаты", представляющие правительство Афганистана. Многостороннее обсуждение вопросов, представляющих взаимный интерес, таких как продовольственная и медицинская помощь, а также транспортные сети, в конечном итоге может возникнуть в результате этих контактов, возможно, на уровне заместителей национальных координаторов из стран ШОС.
Однако одним из главных препятствий на пути этого процесса может стать Китай. Пекин обычно отдает предпочтение двусторонним соглашениям перед многосторонними энергетическими, транспортными и логистическими проектами, утверждая свое доминирование в управлении проектами и финансировании.
Гипотетический срок вступления Афганистана в ШОС оценивается в пять лет. Ожидается, что в течение этого периода все государства - члены ШОС, включая сложный случай Таджикистана, признают правительство движения "Талибан". Кроме того, могут быть реализованы первоначальные экономические и транспортные проекты, что приведет к потенциальной отмене санкций ООН в отношении Афганистана и самостоятельно введенных некоторыми государствами санкций против Афганистана. Впоследствии начнется процесс дипломатического признания, и присоединение Кабула к ШОС станет частью этой траектории.
Мотивы, стоящие за заявлением Афганистана о намерениях, заключаются в дипломатическом маневрировании с целью заручиться поддержкой текущих и будущих экономических проектов. Учитывая ограниченные условия для крупномасштабных экономических предприятий, Афганистан предполагает расширение сотрудничества в первую очередь с Китаем, Узбекистаном и Пакистаном и, в меньшей степени, с Кыргызстаном и другими государствами.
Следовательно, нынешние инициативы "Талибана" можно рассматривать как дипломатическое давление, оказываемое на соседние страны, которые разделяют общую заинтересованность в смягчении угроз, исходящих из Афганистана, включая производство опиума и героина. По сути, это служит попыткой добиться международного признания путем переговоров.