Указом президента Шавката Мирзиёева от 14 июля, озаглавленным «О мерах по повышению эффективности, проактивности и результативности в системе государственного управления», была введена в действие обновлённая редакция регламента Администрации Президента. Этот шаг последовал за масштабной реорганизацией структуры, вернувшей на политическую авансцену должность руководителя Администрации. Данный пост, как известно, занимает Саида Мирзиёева, на которую теперь возложены значительные полномочия по управлению ключевым государственным институтом.
Несмотря на то, что четыре основных приложения к указу, детализирующие предельную численность сотрудников, сетку окладов и полную структуру, остаются недоступными для широкой общественности, анализ основной части регламента, с которым удалось ознакомиться редакции, проливает свет на новую архитектуру власти. Документ определяет Администрацию как орган, находящийся в прямом подчинении президента, чья основная функция - информационно-аналитическое и организационно-контрольное обеспечение деятельности главы государства. В то время как общее руководство остаётся за президентом, именно руководитель Администрации несёт ответственность за слаженную и скоординированную работу всех её подразделений, что фактически делает эту должность центральной в механизме принятия решений.
Новая структура включает в себя Секретариат руководителя Администрации, подразделения советников, Секретариат Совета безопасности, Протокол президента, а также ряд департаментов, Управление делами, Службу комплаенса и Канцелярию. Примечательно, что если положения о структурных подразделениях и штатное расписание утверждаются руководителем Администрации, то сама структура, регламент и тарифные разряды являются прерогативой непосредственно президента.
Деятельность всей системы выстраивается на основе Программы деятельности, формируемой на квартальной, полугодовой и годовой основе. Этот документ, утверждаемый руководителем Администрации, задаёт конкретные цели и ожидаемые результаты, которые затем каскадируются вниз, в рабочие планы отдельных подразделений и далее - в планы курируемых государственных органов. Система отчётности выстроена жёстко: руководители подразделений ежеквартально отчитываются о результатах, а ежемесячно представляют сводки в Секретариат руководителя Администрации, неся персональную ответственность за исполнение.
Финансовая автономия также подчёркивает статус руководителя Администрации: в его компетенции находится утверждение годовой сметы расходов и всех финансовых документов, включая премии и материальную помощь. Распоряжение средствами специального Фонда содействия деятельности Администрации осуществляется управляющим делами, но исключительно по согласованию с её руководителем.
Ключевым нововведением стало изменение порядка информирования президента. Теперь информацию по вопросам, входящим в компетенцию главы государства, представляет лично руководитель Администрации или, по её поручению, руководители подразделений. Ранее эта функция была закреплена за помощниками президента, что указывает на централизацию информационных потоков и усиление роли главы Администрации как основного «фильтра» и докладчика.
Процедура прохождения документов через Администрацию детализирована до мелочей. На рассмотрение поступают проекты законов, уже принятые законы для подписания, проекты указов и постановлений, кадровые предложения по номенклатуре президента, представления к госнаградам и вопросы гражданства. Особо подчёркивается, что проекты нормативно-правовых актов, имеющих общественное значение, включая постановления Кабинета Министров, подлежат обязательному согласованию. Нарушение этого порядка, как указано в регламенте, может повлечь за собой признание таких актов недействительными.
Процесс законодательной инициативы президента также претерпел уточнения. Любой законопроект, инициируемый главой государства, сначала проходит экспертизу в Институте законодательства и правовой политики, а затем поступает на согласование в Департамент правовой экспертизы и комплексного анализа Администрации. Срок рассмотрения составляет до 20 дней. После всех согласований проект представляется президенту руководителем Администрации. Координация всей работы по реализации законодательной инициативы президента, включая право приостанавливать или откладывать рассмотрение законопроектов, также возложена на руководителя Администрации.
Подготовка актов самого президента - указов, постановлений и распоряжений - регламентирована не менее строго. Указы издаются по вопросам особой социальной значимости и для определения стратегических приоритетов. Постановления - по иным нормативным вопросам, а распоряжения - по оперативным и кадровым задачам. Разработкой проектов могут заниматься как подразделения Администрации, так и госорганы, но все они обязаны пройти согласование с заинтересованными ведомствами и юридическую экспертизу в Министерстве юстиции. Любые разногласия фиксируются в специальной таблице и выносятся на уровень Администрации.
Организация совещаний с участием президента теперь также подчинена новому порядку. Аналитические материалы от всех ведомств должны поступать за 10 рабочих дней, а итоговый пакет документов передаётся руководителю Администрации не менее чем за 5 дней до мероприятия для последующего доклада главе государства. Решения, принятые на совещаниях, оформляются протоколами, которые могут утверждаться президентом, премьер-министром или руководителем Администрации.
Кадровая политика - одна из ключевых функций Администрации. Подбор, оценка и расстановка кадров, входящих в номенклатуру президента, курируются соответствующими подразделениями, но общая координация возложена на Секретариат руководителя Администрации. Персональная ответственность за подбор кандидатов лежит на главе Администрации, премьер-министре и его заместителях.
Вопросы согласования заграничных командировок высших должностных лиц, включая самого руководителя Администрации и его заместителей, требуют личного одобрения президента. Организация визитов главы государства и приёмов иностранных делегаций, как например, подготовка к визитам на высшем уровне, таким как недавние переговоры с администрацией президента США Дональда Трампа, осуществляется Протоколом президента совместно с другими службами. Контроль за выполнением достигнутых международных договорённостей возложен на подразделение советника по внешней политике.
Таким образом, новый регламент не просто формализует рабочие процессы, но и выстраивает более жёсткую и централизованную вертикаль управления, где позиция руководителя Администрации становится системообразующей, концентрируя в себе административные, кадровые, финансовые и информационные рычаги влияния.
Термин «Администрация Президента» был введён в Узбекистане взамен ранее существовавшего «Аппарата Президента» в 2018 году. Эта смена названия была не просто формальностью, а отражала переход к новой модели государственного управления, ориентированной на проектный менеджмент и достижение конкретных результатов, что и было впоследствии закреплено в новом регламенте.