В столице Узбекистана состоялся представительный круглый стол, на котором ключевые государственные ведомства и гиганты мирового технологического рынка инициировали обсуждение судьбы спорной статьи 27-1 национального закона «О персональных данных». Данная норма, предписывающая обязательное хранение и обработку персональных данных граждан республики на серверах, физически расположенных внутри страны, стала, по мнению участников встречи, серьезным препятствием для цифрового развития и привлечения иностранных инвестиций.
Дискуссия, прошедшая 18 июля, собрала за одним столом представителей Администрации президента, Министерства цифровых технологий, Национального агентства перспективных проектов и Центрального банка. С другой стороны присутствовали делегаты от таких корпораций, как Google, Visa и Mastercard, а также ведущие юристы, представители финтех-сектора и профильных ассоциаций. Информация о мероприятии была обнародована Хикматиллой Убайдуллаевым, исполняющим обязанности исполнительного директора Ассоциации искусственного интеллекта Центральной Азии (AICA), и известным блогером Шухратом Курбановым.
Центральным пунктом повестки стала именно статья 27-1, которая, по общему мнению, из-за расплывчатости формулировок порождает правовую неопределенность. Хикматилла Убайдуллаев в своем выступлении акцентировал внимание на том, что норма создает больше вопросов, чем ответов, и эта неоднозначность напрямую влияет на деловой климат.
«Ключевые вопросы остаются без ответа, - отметил он. - Например, в сложной цепочке цифровых платежей кто должен считаться «оператором данных» - локальный банк или международная технологическая платформа? Является ли проставленная пользователем галочка в приложении достаточным юридическим основанием для трансграничной передачи данных? И, что немаловажно, какой государственный орган уполномочен давать официальные, имеющие юридическую силу разъяснения по таким казусам?»
Глава AICA подчеркнул, что корень проблемы лежит не в самом существовании нормы как таковой, а в отсутствии четкого механизма ее толкования. Это, в свою очередь, «создает существенные юридические риски и эффективно тормозит инновационные процессы». В качестве последствий были названы задержки с запуском в стране ожидаемых цифровых сервисов, включая платежные системы Google Pay и Apple Pay, а также ограничения для развития облачных вычислений и масштабного внедрения передовых решений на базе искусственного интеллекта.
Эту точку зрения поддержал и Шухрат Курбанов, который привел конкретный пример сложностей, возникающих у международных компаний.
«Препятствие, с которым сталкиваются глобальные игроки при попытке войти на наш рынок - и я имею в виду прежде всего Google Pay и Apple Pay - возникло из-за специфического языка, характерного для нашего законодательства. При наличии определенного желания закон можно интерпретировать в любую сторону, выгодную для трактующего. А за официальными разъяснениями обращаться попросту не к кому», - констатировал он.
Курбанов указал на существующее противоречие: «Возникает дилемма: будет ли Google считаться оператором персональных данных, требующим размещения серверов в стране, если он всего лишь получает от клиента номер его карты для процесса токенизации? При этом мы уже и так передаем Google и Apple массу данных - геолокацию, полные реквизиты карт, включая CVV, имена - для оплаты подписок на Telegram Premium или ChatGPT. Все это осознают, но, к счастью для пользователей, не запрещают».
В ходе обсуждения прозвучали различные предложения по реформированию подхода. Часть экспертов высказалась за наиболее радикальный шаг - полную отмену требования о локализации для стимулирования конкуренции. Другие участники предложили более взвешенный, компромиссный вариант: сохранить требование о размещении серверов на территории Узбекистана исключительно для государственных органов и предприятий с долей государственного участия свыше 20%. Для всего остального коммерческого сектора предлагается ввести гибкую модель, разрешающую трансграничную передачу данных при условии получения явного и информированного согласия от самого пользователя.
Также была озвучена идея о создании специализированного регуляторного органа или комиссии. Такой орган мог бы в официальном порядке рассматривать конкретные бизнес-кейсы и выносить по ним правовые заключения, снимая тем самым юридическую неопределенность для рынка. Особый акцент был сделан на необходимости скорейшего внедрения на государственном уровне принципа «Cloud First» («Облака в первую очередь»), который уже успешно применяется в странах-конкурентах Узбекистана по региону.
«Предложенные шаги позволят значительно снизить неопределенность, дать толчок инновациям и одновременно обеспечить должный уровень защиты данных граждан без создания избыточных и неэффективных барьеров. Никто не призывал отменить закон целиком, речь шла исключительно о его разумной и прагматичной реализации», - подытожил Убайдуллаев.
По результатам встречи стороны пришли к соглашению о начале совместной детальной проработки конкретных предложений по корректировке законодательства. Представители Администрации Президента, Минцифры, НАПП и Центрального банка подтвердили свою готовность к продолжению диалога с рынком. Ожидается, что в ближайшее время состоится повторная встреча, посвященная уже обсуждению конкретных формулировок для поправок в закон.
Требование о локализации данных, подобное узбекистанскому, существует и в других странах, однако его применение часто является предметом международных споров. Например, европейский регламент GDPR не содержит жесткого требования о локализации, но устанавливает строгие правила для трансграничной передачи данных, требуя адекватного уровня защиты в принимающей стране.