На фоне исторического прогресса в мирном урегулировании между Азербайджаном и Арменией, вопрос контроля над Зангезурским коридором выходит на первый план, ставя перед Центральной Азией как экономические перспективы, так и геополитические вызовы.
Достижение мирного соглашения между Баку и Ереваном, подписание которого ожидается в Вашингтоне при участии президента США Дональда Трампа, является событием, способным трансформировать весь регион Южного Кавказа. Конфликт, чья история насчитывает не одно столетие и уходит корнями в досоветский период и русско-турецкие войны, близок к своему завершению. Это само по себе является безусловным позитивом для международных отношений и региональной стабильности.
Однако завершение конфликта знаменует собой и существенные изменения в геополитическом ландшафте. Оно фиксирует ослабление позиций России на Южном Кавказе, где она из традиционного гегемона и модератора превращается в одного из многих участников. На этом фоне активизируются другие глобальные игроки, в первую очередь Соединенные Штаты, которые, по данным источников, получат исключительные права на развитие стратегического транзитного коридора.
Высказываются предположения, что управление коридором может быть передано американской частной компании. Подобное развитие событий вызывает определенные опасения, связанные с непредсказуемостью американской внешней политики, особенно в текущей администрации Трампа. Изначально Азербайджан рассматривал возможность передачи проекта швейцарской компании, ведя прямые переговоры. Формат международного консорциума с участием европейских государств мог бы стать более сбалансированным решением, учитывающим интересы как Азербайджана, так и Армении. Кроме того, необходимо учитывать позицию Ирана, который выражает обеспокоенность по поводу возможного изменения геополитического баланса у своих границ и потенциальной изоляции от транспортных маршрутов.
Для стран Центральной Азии, и в частности для Узбекистана, открытие Зангезурского коридора представляет собой значительную экономическую возможность. В настоящее время торговые маршруты в Европу проходят через Каспийское море к грузинским портам, что сопряжено с дополнительными логистическими издержками и временными затратами. По данным аналитического доклада Министерства транспорта Узбекистана, новый маршрут через Армению позволит сократить расстояние до Турции на 343 км, что сэкономит перевозчикам время и финансы. Это открывает прямой выход к портам Турции, что способно существенно снизить себестоимость экспортной продукции и повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках.
Таким образом, проект является, по сути, возрождением идеи Великого шелкового пути на новом технологическом и геополитическом этапе. Он вдыхает новую жизнь в программу ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия), инициированную еще в 1993 году для развития транспортной артерии в обход России. Реализация этого проекта усилит роль Центральной Азии в трансконтинентальной торговле между Европейским союзом и Китаем.
В то же время, усиление американского влияния на Кавказе является фактором, требующим внимательного анализа. Закрепившись в этом стратегически важном регионе, США могут активизировать свое присутствие и в Центральной Азии, что напрямую затронет баланс сил в Каспийском регионе. Следует отметить, что за более чем 30 лет независимости ни один действующий президент США не посещал страны Центральной Азии, хотя регион неизменно находился в сфере американских интересов. Контроль над Зангезурским коридором может стать тем плацдармом, который изменит этот подход. Некоторые аналитики полагают, что установление мира на Южном Кавказе может стать прологом к расширению «Авраамских соглашений» на Азербайджан и, потенциально, на страны Центральной Азии, что откроет новую главу геополитического соперничества.
Для самого Азербайджана запуск коридора имеет и важное внутриполитическое значение. В настоящее время связь с Нахичеванской Автономной Республикой поддерживается преимущественно через субсидируемые авиарейсы, а природный газ поставляется по своповой схеме через Иран. Новый транспортный маршрут, включающий автомобильную и железную дороги, а также потенциальный газопровод, обеспечит прямую и бесперебойную связь с эксклавом.
Подписание мирного договора и открытие Зангезурского коридора, продвигаемого под названием «Маршрут Трампа», открывает новую страницу для всего региона. Для Центральной Азии это сулит либо период беспрецедентного экономического роста за счет интеграции в мировые торговые пути, либо втягивание в воронку нового витка геополитической борьбы мировых держав.
Один из маршрутов древнего Великого шелкового пути проходил через Кавказ. Византийский император Юстиниан в VI веке сознательно направлял караваны через горные перевалы Северного Кавказа, чтобы обойти конкурирующую Персидскую империю. Вдоль этих путей строились не только караван-сараи, но и христианские храмы и монастыри, служившие для торговцев укрепленными пунктами.