Казахстан намерен расширять внешнеэкономические связи и придерживаться курса на региональную интеграцию. 0б этом неоднократно заявлял президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Лидер Казахстана отмечал, что основное значение интеграционных процессов заключается в объединении природных и сырьевых ресурсов, производственного и научно-технического потенциала на принципах взаимовыгодного и паритетного сотрудничества.
Напомним, что в начале независимости решать вопросы о создании единого экономического пространства было сложно в связи с тем, что на путях формирования такого пространства стояли объективные препятствия, в числе которых очаги напряженности в Афганистане и Таджикистане, то позже к этому прибавились другие факторы. В числе других проблем, препятствующих интеграции, можно назвать нерешенные пограничные претензии, вытекающие отсюда таможенные, водно- энергетические, транспортно-коммуникационные и другие препятствия. А ведь страны бывшей Средней Азии: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Казахстан в их современных политических границах, с территорией более четырех миллионов квадратных километров и населением более 55 миллионов человек (в 1991 году) имеют огромный потенциал. И при умелом руководстве могут играть если не первую, то уж точно вторую скрипку в расстановке сил всего региона.
Лед тронулся и наметилась оттепель после выборов президента Узбекистана. Шавкат Мирзиёев объявил политический курс на сближение со странами-соседями: Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном. Узбекистан граничит со всеми странами Центральной Азии, включая Афганистан, и когда Шавкат Мирзиёев обозначил главную цель своей внешней политики - сотрудничество в регионе, другие лидеры продемонстрировали взаимное стремление к тем же целям.
За 2017 год Таджикистан и Узбекистан провели ряд совместных культурных и экономических мероприятий, возобновили прямое авиасообщение между республиками и даже был совершён визит Мирзиёева в Душанбе в 2018 году.
Но самым главным событием на международной политической арене можно назвать первый саммит глав государств Централъной Азии в марте этого года, который прошел в Астане. Лидеры стран Централъной Азии впервые за последние 13 лет собрались вместе без представителей внерегионалъных государств. На что, кстати, сразу обратила внимание пресса России и США.
Конечно, на саммите в Астане не могли быть приняты решения, обязательные к исполнению. Одна из причин — отсутствие президента Туркменистана Бердымухамедова, который вместо себя прислал спикера туркменского парламента. Поэтому эту встречу казахстанский МИД за несколько дней до начала охарактеризовал как «консультативную». Однако несмотря на такое определение, значение саммита трудно переоценить. В таком формате лидеры стран постсоветской Центральной Азии не встречались с начала нулевых, когда были предприняты попытки создать интеграционные структуры. Сегодня ситуация изменилась. Страны Центральной Азии ощущают себя более рельефно и осознанно на карте евразийского пространства, понимают, чего они хотят и какие цели ставят.
Открывая саммит, Нурсултан Назарбаев отметил вклад каждого президента в решение проблем региона: Мирзиёев «разморозил» многие проблемы последних двадцати лет, Жээнбеков начал решение «застарелых проблем» двусторонних отношений; Назарбаев также поблагодарил президента Туркменистана за проявленное внимание к проблемам Арала и напомнил, какие успехи были достигнуты во время визита Рахмона в Казахстан.
Но такой прорыв в отношениях был бы невозможен без предварительной работы, которую, в основном, провели лидеры двух стран: Казахстана и Узбекистана. Так, в сентябре 2017 года Нурсултан Назарбаев совершил государственный визит в Ташкент, где было подписано более 10 двусторонних соглашений. В числе подписанных документов: дорожная карта по реконструкции и модернизации пунктов пропуска, автомобильных дорог и обустройству прилегающей территории госграницы, дорожная карта по сотрудничеству в сфере водных отношений, соглашение в сфере энергетики. Также были подписаны меморандумы о сотрудничестве в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах между хокимиятом Сырдаръинской области и акиматом Южно-Казахстанской (Туркестанской) области, хокимиятом Ташкентской области и акиматом Южно-Казахстанской (Туркестанской) области, хокимиятом Навоийской области и акиматом Кызылординской области. Позитивным шагом в сторону активизации торгового сотрудничества стало решение Узбекистана в 2017 году о снижении акцизов на некоторые виды импортируемых товаров. В результате за первые 7 месяцев того года двусторонняя торговля выросла на 35%. Поставлена задача к 2020 году увеличить товарооборот до 5 миллиардов долларов. В этой связи, Правительствам обеих стран были даны дополнительные поручения по наращиванию взаимовыгодного сотрудничества и использованию всех незадействованных резервов.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на итоговом брифинге в Ташкенте в 2017 году прокомментировал одну из самых важных региональных тем — трансграничные водные ресурсы: «Мы, я считаю, достигли прорыва в этом вопросе. Он имеет исключительное значение для дальнейшего развития всего Центральноазиатского региона».
Возросшая интенсивность встреч между президентами отражает важные изменения в узбекской дипломатии. Новое руководство страны в качестве наиболее приоритетных направлений внешней политики выделяет сотрудничество с соседями по региону, и неудивительно, что ключевым партнером Ташкента выступает Казахстан. Ташкент и Астана являются лидерами в Центральной Азии, как в плане экономического потенциала, так и в плане военно-политической мощи. Поэтому геополитические вопросы станут во главе угла на встречах глав государств. Наиболее актуальными проблемами для стран региона являются вопросы обеспечения противодействия пропаганде религиозного экстремизма и укрепления безопасности на фоне активности международных террористических организаций на Ближнем Востоке и в Афганистане.
Поэтому в Ташкенте в 2017 году было подписано соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере. «Реализация соглашения будет способствовать укреплению двустороннего сотрудничества на основе принципов равноправия и взаимности в военно-технической сфере», — говорится в комментариях к документу.
А в августе 2017 года министерства обороны Казахстана и Узбекистана впервые в истории двусторонних отношений заключили план военного сотрудничества. Подписанный документ включает в себя мероприятия в рамках совместной оперативной и боевой подготовки войск и в области военного образования.
Важным фактором дружественных отношений являются и тесные культурно-гуманитарные связи. Поэтому 2018 год в Казахстане объявлен Годом Узбекистана в Казахстане, а следующий 2019 год - Казахстана в Узбекистане.
Нигматуллин Рауиль Ринатович