Сегодня на расширенном заседании Национального совета по противодействию коррупции президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев высказал резкие замечания в адрес Агентства по противодействию коррупции. Глава государства выразил серьезное неудовольствие деятельностью ведомства, указав на формализм и дефицит действенных инициатив в его работе.
Президент акцентировал внимание на том, что сотрудники агентства увлечены подсчетом количества возбужденных уголовных дел, вместо того чтобы заниматься углубленным анализом коррупционных рисков в различных секторах экономики и общественной жизни, выезжать на места для выявления системных недостатков и разработки превентивных стратегий. В частности, проверки не были организованы в районных отделениях здравоохранения, службы занятости и банковской сферы, которые традиционно считаются подверженными коррупционным проявлениям.
Особое беспокойство главы государства вызвала инертность руководителей министерств и ведомств в борьбе с коррупцией. Шавкат Мирзиёев отметил, что ощутимые результаты в сфере противодействия коррупции достигаются, как правило, после его непосредственных указаний. В качестве иллюстрации он привел усиление надзора за инвестиционными программами, благодаря чему в 2024 году удалось сберечь 3 триллиона сумов бюджетных средств. Подобным образом, внедрение «Ситуационного центра» в систему здравоохранения предотвратило нецелевое использование 1,2 триллиона сумов. «По какой причине такие мероприятия осуществляются лишь после вмешательства президента?», – задал вопрос глава государства.
Критические замечания были адресованы и парламентским бюджетным комитетам, которые, по мнению президента, демонстрируют недостаточную активность в выявлении коррупциогенных факторов при распределении бюджетных ассигнований, в особенности в трёх крупнейших министерствах, получающих наибольший объем финансирования.
Президент обратил внимание на то, что правоохранительные структуры сосредоточены главным образом на раскрытии и пресечении коррупционных правонарушений, уделяя недостаточно внимания профилактическим мероприятиям.
В структуре 117 министерств и ведомств действуют подразделения «внутреннего антикоррупционного контроля», в которых заняты 1285 специалистов. Однако, по словам главы государства, их реальный вклад в борьбу с коррупцией остается малозаметным.
В своем выступлении президент также затронул проблему чрезмерного регулирования предпринимательской деятельности, которое создает благоприятную почву для коррупции. В частности, он упомянул об обязательной процедуре оценки соответствия для 6500 видов продукции, причем для 3700 из них требуется отдельный сертификат на каждую партию товара. Аналогичные перечни существуют в санитарных, карантинных и ветеринарных службах. Президент выразил недоумение по поводу того, что комплаенс-службы указанных ведомств не предложили никаких инициатив по сокращению подобных списков, которые затрудняют ведение бизнеса и провоцируют коррупционные действия.