Падение режима Башара Асада и приход к власти исламистской оппозиции в Сирии ставят под вопрос будущее российских военных объектов в этой стране. Судьба базы ВМФ в Тартусе и авиабазы Хмеймим остается неясной, официальных заявлений о планах Москвы пока нет. 9 декабря пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал преждевременными любые дискуссии на эту тему.
Российские СМИ ранее сообщали о возможных гарантиях безопасности баз со стороны новой власти, представленной в основном суннитской группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам». Однако эксперты, опрошенные DW, сомневаются в быстром решении вопроса.
Наблюдатели отмечают активность транспортной авиации на базе Хмеймим, но пока нет признаков полномасштабной эвакуации. Российские корабли, несмотря на заявленные «маневры» в Средиземном море, остаются вблизи Тартуса. Густав Грессель, бывший аналитик Европейского совета по международным отношениям (ECFR), предполагает, что Россия ведет закулисные переговоры о сохранении своего присутствия.
Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России в Тартусе – наследие советской эпохи, имеет стратегическое значение для Москвы, позволяя проецировать силу в Средиземноморском регионе, считает австрийский военный историк Маркус Райснер. Авиабаза Хмеймим, созданная после начала российской военной операции в Сирии в 2015 году, также играет важную роль, обеспечивая российское присутствие в регионе и возможности для действий в Средиземноморье и Африке, отмечает британский политолог Марк Галеотти.
Взаимоотношения Москвы с «Хайят Тахрир аш-Шам» представляют особый интерес. Еще недавно российский МИД называл эту группировку террористической, но после гипотетической смены власти в Дамаске ее стали именовать «повстанцами». Эксперты предполагают, что Россия стремится к заключению сделки с новой властью, предлагая экономическое сотрудничество и диверсификацию внешнеполитических связей Сирии. Однако Бурчу Озчелик, эксперт по Ближнему Востоку британского аналитического центра RUSI, выражает сомнения в готовности исламистов к сотрудничеству с Москвой, особенно учитывая гипотетическое предоставление убежища Башару Асаду в России.
В случае ухода российских военных из Сирии альтернативных вариантов размещения баз немного. Обсуждаются Ливия, где Россия поддерживает контакты с генералом Халифой Хафтаром, и Судан. Однако, по мнению экспертов, быстрая организация военно-морской базы в этих странах затруднительна из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.
Потенциальный вывод российских сил из Сирии вряд ли существенно повлияет на ход конфликта в Украине. Эксперты считают, что количество войск, которые могут быть переброшены с сирийского направления, незначительно. Главным последствием Падения режима Асада может стать переоценка Западом ситуации и изменение подходов к внешней политике.