Вашингтон и Ташкент продолжают вести диалог касательно интеграции глобальных цифровых платформ в экономику Центральной Азии, однако вопрос включения партнерской программы YouTube для узбекистанских авторов остается открытым и по состоянию на 23 декабря 2025 года. Несмотря на потенциальную экономическую выгоду, исчисляемую десятками миллионов долларов, процесс тормозится сложным переплетением юридических норм и технических требований. Посол Соединенных Штатов в Узбекистане Джонатан Хеник прояснил ситуацию, указав на конкретные барьеры, препятствующие американским технологическим гигантам полноценно зайти на местный рынок.
Согласно заявлению дипломата, проблема не является политической в чистом виде, а лежит в плоскости регуляторной несовместимости. Ключевым препятствием для корпорации Google и других технологических компаний из США, функционирующих в условиях правового поля администрации Дональда Трампа, становится законодательство Узбекистана в сфере хранения данных.
«Американские технологические компании сталкиваются с объективными трудностями при попытке расширения функционала в республике. Это связано с требованиями по локализации персональных данных, защите прав интеллектуальной собственности и спецификой регулирования платежных систем», - отметил Джонатан Хеник.
Посол акцентировал внимание на том, что национальная правовая база обязывает хранить персональные данные граждан исключительно на физических серверах, расположенных внутри страны. Для глобальных корпораций это создает необходимость строительства или аренды локальных дата-центров, что влечет за собой не только финансовые затраты, но и сложную административную нагрузку по обязательной регистрации баз данных. Без решения этого вопроса доступность цифровых платежных сервисов, необходимых для вывода средств с платформы, остается под вопросом.
Тем не менее, дипломатическое представительство отмечает позитивную динамику. Правительство Узбекистана, осознавая упущенную выгоду, активизировало работу через механизмы государственно-частного диалога. Ташкент выразил готовность к пересмотру отдельных, наиболее жестких элементов регуляторной базы, чтобы гармонизировать их с международными стандартами. «Соединенные Штаты решительно поддерживают реформы, направленные на улучшение делового климата и расширение цифровой торговли», - подчеркнул Хеник в своем комментарии для Kun.uz.
Экономические перспективы, которые теряет республика из-за текущих ограничений, выглядят внушительно. Эксперты Центра экономических исследований и реформ провели калькуляцию потенциального эффекта. По их расчетам, полномасштабный запуск монетизации видеохостинга способен обеспечить рост валового внутреннего продукта Узбекистана на 0,05–0,1 процента. Совокупный годовой доход местных креаторов мог бы варьироваться в диапазоне от 30 до 50 миллионов долларов.
Рынок создания контента в Узбекистане уже сформирован, несмотря на отсутствие прямых выплат от платформы. Статистика показывает наличие более 26 тысяч активных каналов. Из этой массы выделяется элита - около 1000 крупных инфлюенсеров с аудиторией, превышающей 100 тысяч подписчиков. Средний сегмент (от 10 до 100 тысяч зрителей) насчитывает порядка 5000 авторов, а базис пирамиды составляют 20 тысяч начинающих блогеров.
Финансовая модель гипотетической монетизации строится на показателях CPM (стоимость за тысячу показов). Если исходить из консервативных оценок в 0,8–1,4 доллара за тысячу рекламных интеграций и учитывать годовой объем просмотров в 36 миллиардов, индустрия могла бы генерировать от 28,8 до 50,4 миллиона долларов. Для сравнения рыночной конъюнктуры: в соседнем Казахстане CPM колеблется около 0,8–2 долларов, тогда как в США этот показатель варьируется от 5 до 15 долларов.
Однако инициатива по внедрению рекламы столкнулась с неожиданным сопротивлением со стороны рядовых потребителей контента. Анализ настроений в узбекистанском сегменте социальных сетей демонстрирует скептицизм: пользователи массово высказываются против «коммерциализации» их досуга. Главный аргумент противников реформы - несоразмерность выгоды для узкой группы лиц и неудобств для миллионов граждан.
Комментаторы указывают, что включение монетизации неизбежно приведет к появлению неотключаемых рекламных вставок, нарушающих целостность восприятия видеоматериалов. Альтернативой рекламе является платная подписка YouTube Premium, стоимость которой (от 5 до 15 долларов в месяц) в условиях текущей экономической реальности Узбекистана может составлять от 5 до 10 процентов ежемесячного заработка значительной части населения. В социальных сетях звучат призывы к государству защитить интересы большинства и не допустить снижения качества цифровой жизни ради обогащения «пары сотен блогеров».
Ранее свою позицию озвучивал и министр цифровых технологий Шерзод Шерматов. Чиновник, отвечая на вопросы о сроках снятия ограничений, сместил фокус на стратегию самих авторов. По мнению министра, вместо ожидания локальных решений, создателям контента целесообразно ориентироваться на глобальный рынок. Шерматов призвал активнее использовать английский язык, что автоматически открывает доступ к более платежеспособной аудитории и уже функционирующим механизмам монетизации, не требующим изменений в законодательстве Узбекистана.
Самым просматриваемым видео на YouTube, не являющимся музыкальным клипом, долгое время оставался ролик «Charlie Bit My Finger», загруженный в 2007 году; однако в контексте Узбекистана, локальные блогеры часто набирают миллионы просмотров не на коротких вирусных роликах, а на длинных видеоформатах, таких как сериалы и социальные драмы, средняя продолжительность просмотра которых (удержание аудитории) в регионе одна из самых высоких в СНГ.