В Узбекистане рассматривается возможность ограничения импорта электромобилей по просьбе китайского производителя BYD. Исходя из постановления главы государства от 18 марта, компания BYD попросило правительство страны начать жесткое регулирование импорта электрокаров, которые не приспособлены к жаркому климату и дорожным условиям и не имеют официальной гарантии от производителя.
BYD, которая совместно с «Узавтосаноат» запустила сборку гибридных и электромобилей в Узбекистане, мотивировала свою просьбу тем, что неконтролируемый импорт электромобилей может нанести ущерб репутации бренда и подрыть доверие потребителей. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поддержал просьбу инвестора и поручил соответствующим ведомствам и компании «Узавтосаноат» до 1 июля разработать предложения по мониторингу импорта электромобилей и гибридных автомобилей под брендом BYD в соответствии с законодательством и принципами Всемирной торговой организации.
В настоящее время в Узбекистане действует совместное предприятие BYD Uzbekistan Factory, созданное «Узавтосаноат» и BYD Europe B. V. (Нидерланды) с долями 60% и 40% соответственно. Уставной капитал составляет 55 млрд сумов. В январе этого года президент Узбекистана осмотрел штаб-квартиру компании BYD в Китае и дал старт проекту по сборке гибридных и электромобилей. Было достигнуто соглашение о доведении ежегодного выпуска до 500 тысяч единиц в ближайшей перспективе. Кроме того, президент поддержал планы компании по началу сборки электробусов BYD в Узбекистане.
В конце декабря СМИ сообщали о разработке проекта постановления правительства, по которому ожидалось ужесточение правил ввоза автомобилей и электромобилей, в частности, с 2024 года запретить физическим лицам завоз машин в коммерческих целях и возвратить порядок продажи новых иномарок только через официальных дилеров. Однако документ не был принят.
Тем не менее, пользователи социальных сетей считают, что данное обращение компании направлено на создание монополии на рынке. Многие считают, что такие действия недопустимы, тем не менее слабо верят в то, что государство откажет в желании компании ввести регулирование рынка.