Аппарат хокима Ташкента существенно нарастил долю решений, скрытых от общественности. Анализ данных, доступных на портале E-Qaror, показывает, что с начала текущего года более двух третей документов, подписанных хокимом Шавкатом Умурзаковым, не были опубликованы в открытом доступе, достигнув отметки в 67,1%. Эта цифра демонстрирует резкое снижение уровня прозрачности по сравнению с предыдущим годом, когда показатель закрытых решений не превышал 50%.
В период с января по 18 августа 2025 года столичный хоким завизировал 803 решения. Из этого массива документов лишь 264-м (что составляет 32,9%) был предоставлен публичный статус. Оставшиеся 539 решений (67,1%) оказались недоступны для граждан, причём 371 из них получили ограничительный гриф «Для служебного пользования».
Для сравнения, за аналогичный отрезок времени в 2024 году было зафиксировано 763 решения, из которых 405 (53,1%) были открытыми, а 358 (46,9%) - закрытыми. Таким образом, при росте общего числа документов на 5,2%, доля непубличных актов увеличилась почти в полтора раза.
На этом фоне деятельность кенгаша народных депутатов столицы выглядит значительно более прозрачной. С начала 2025 года им было принято 172 решения, из которых 135 находились в открытом доступе. Хотя уровень открытости незначительно снизился с 85% в 2024 году до 78% в текущем, он остается на высоком уровне, особенно в сравнении с исполнительной властью города.
Ретроспективный анализ показывает, что и в предыдущие годы хокимият был более открытым. К примеру, за тот же период в 2022 году, когда городскую администрацию возглавлял Джахонгир Артыкходжаев, из 1040 принятых решений 607 (58%) были доступны для ознакомления.
Представители Министерства юстиции ранее комментировали, что действующее законодательство позволяет хокимам самостоятельно определять статус публикуемых документов. Нормативные акты предусматривают ограничение доступа к сведениям, касающимся обороны, безопасности или содержащим персональные данные, например, в вопросах опеки.
Однако практика показывает, что под гриф секретности попадают и документы, не содержащие подобной информации. Ярким примером стал октябрь 2024 года, когда Шавкат Умурзаков подписал скрытое от общественности решение о выделении 100 млрд сумов на субсидирование отопления - документ, не имеющий очевидных оснований для ограничения доступа. Парадоксально, но в то же время в открытом доступе было опубликовано решение о предоставлении жилья сиротам, где содержались их полные имена и адреса.
Проблема не нова. Ещё в 2022 году были выявлены случаи сокрытия экономических решений. В частности, документы о расходовании 18 млрд сумов на городские фестивали, где все контракты заключались напрямую, так и не появились на портале E-Qaror. Позднее Генеральная прокуратура констатировала нарушения законодательства о госзакупках и хищение бюджетных средств при организации этих мероприятий.
Ещё в октябре 2024 года директор Агентства по противодействию коррупции Акмал Бурханов заявлял о системной проблеме. По его данным, в 2023 году хокимияты по всей стране незаконно засекретили 43 тысячи из 115 тысяч решений, что составляет 37,3%. «Мы выборочно изучили 194 закрытых решения. Когда мы их открыли, там оказались решения о выделении средств на строительство зданий, а также на поощрение и премии сотрудников… Свыше 30% решений закрытые, это означает, что они могут распоряжаться средствами по своему усмотрению», - подчеркнул он. Разработанные для исправления ситуации поправки в законодательство до сих пор не приняты.
В Узбекистане с 2014 года действует Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Этот закон обязывает госорганы, включая хокимияты, обеспечивать доступ граждан и СМИ к информации о своей деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.