Судебные слушания по иску, поданному группой педагогов против Министерства дошкольного и школьного образования, стартовали 12 августа в Шайхантахурском межрайонном суде по гражданским делам столицы. Пять учителей родного языка и литературы из различных регионов страны требуют аннулировать результаты весенней аттестации 2025 года, ссылаясь на многочисленные нарушения в ходе ее проведения.
Дело, находящееся на рассмотрении у судьи Гули Шукруллаевой, привлекло внимание общественности. Истцы, чьи интересы в суде представляет адвокат Назиржон Хотамжонов, настаивают на проведении повторного экзамена и взыскании с ответчика, Научно-практического центра педагогического мастерства при министерстве, компенсации за причиненный моральный ущерб. На первом заседании представители министерства выступили с ходатайством об ограничении работы прессы, позволив СМИ присутствовать лишь в качестве слушателя, без права на фото- и аудиофиксацию процесса.
После заслушивания первоначальных аргументов сторон суд принял решение объявить перерыв в заседаниях до 26 августа. Причиной послужила необходимость истребования дополнительных документов, имеющих значение для всестороннего рассмотрения дела.
Предметом спора стала аттестация, ключевой механизм определения профессиональной квалификации педагогов в Узбекистане. От ее результатов напрямую зависит категория учителя - вторая, первая или высшая, - а следовательно, и размер его заработной платы. Категория присваивается на срок до пяти лет. Как пояснял ранее начальник управления МДШО Сардор Рахимбоев, помимо обязательной аттестации каждые пять лет, существует и добровольная, проводимая дважды в год. Она позволяет учителям досрочно повысить свою категорию без риска ее понижения в случае неудовлетворительного результата.
По официальным данным министерства, весенняя аттестационная кампания 2025 года была массовой: из почти 190 тысяч поданных заявок в тестировании приняли участие 177,6 тысячи педагогов. Положительных результатов добились более 73 тысяч из них. При этом свыше 5000 учителей продемонстрировали выдающийся уровень знаний, набрав 86 и более баллов, что дало им право не только на высшую категорию, но и на специальную 70-процентную надбавку к окладу.
Однако истцы утверждают, что их неудовлетворительные оценки стали следствием не недостатка знаний, а системных сбоев и нарушений. В исковом заявлении перечислены девять ключевых претензий. Одна из главных - многочисленные технические неполадки. Педагоги сообщают о массовых случаях зависания компьютеров и программного обеспечения во время экзамена. Утверждается, что после принудительной перезагрузки оборудования у некоторых участников произвольно менялись ранее выбранные варианты ответов. Приостановка тестирования на неопределенное время вынуждала экзаменуемых часами находиться в душных, непроветриваемых помещениях, что создавало дополнительное психологическое давление.
Другая существенная претензия касается содержания самих тестовых заданий. По мнению учителей, уровень их сложности не соответствовал жестким временным рамкам. Некоторые вопросы состояли из трех-четырех компонентов, а на анализ и решение отдельных заданий требовалось до 5-6 минут, что делало практически невозможным успешное прохождение теста в установленный срок.
Кроме того, истцы указывают на полное отсутствие прозрачности при подведении итогов. Участникам не предоставили возможность ознакомиться с результатами сразу после завершения теста, чтобы увидеть, на какие вопросы были даны верные, а на какие - неверные ответы. Педагоги уверены, что при двухсменном формате проведения техническая возможность для мгновенной демонстрации результатов имелась, но не была реализована.
Особое беспокойство у преподавательского сообщества вызвало подозрение в возможной утечке экзаменационных материалов. В социальных сетях активно обсуждалась версия, согласно которой образцы заданий могли попасть в интернет после завершения первой смены, что потенциально давало преимущество участникам, сдававшим тест позже. Наблюдения истцов подтверждают, что баллы экзаменуемых во второй смене были в среднем заметно выше. Весь процесс, по словам учителей, оставил гнетущее впечатление, будто его целью была «намеренная дискредитация педагогов». Теперь они добиваются справедливости через суд, требуя полностью пересмотреть результаты и организовать новый, прозрачный экзамен.
В рамках реформ системы образования в Узбекистане в последние годы была внедрена система национальных сертификатов. Учитель, получивший такой сертификат по своему предмету, освобождается от прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории и автоматически получает соответствующую категорию и надбавки к зарплате.