«Проект документа должен быть на государственном языке», — министерство юстиции

«Проект документа должен быть на государственном языке», — министерство юстиции
В социальных сетях многие пользователи негативно отнеслись к тому, что многие проекты документов готовятся только на узбекском языке. Негатив пользователей набрал новые обороты после публикации проекта документа о налоговом кодексе только на русском языке.

Сегодня стало известно, что 22 ноября министерство юстиции отправило во все ведомства и учреждения письмо с требованием готовить проекты документов на узбекском языке. В письме отмечалось, что документы могут быть и на других языках, исходя от потребности.

Ниже приводим скриншот письма министерства юстиции:

«Проект документа должен быть на государственном языке», — министерство юстиции
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Дониер
    20 июня 2019 11:38
    не надо ругаться уважаемые! но второй государственный язык надо ввести, т.к. страна много национальная. Образованные люди коренной национальности тоже уезжают, эмигрируют в США и Россию. Регресс в развитии будет очевиден.
  2. Max
    13 февраля 2019 17:32
    Nado uchit uzbekskiy. Konechno mi uzbeki vtorostepenniy narod dlya ruskih. Dumayete eto nam nravitsya? Mi toje lyudi. Mi toje hotim chto bi ruskiye govorili s nami po uzbekskiy. Mi je v rossi ne govorim je po uzbekski s russkimi. Znachit zdes u nas russkiye ne spravidliviye. SSSRa uje net.

    U russkih gordost ne pozvolyayet uchit i razgovarivat po uzbekski
    1. Aleksander
      28 февраля 2020 16:54
      Max,
      Ты не прав, все люди равны,-если они люди!Не обязательно учить узбекский язык, так же, как и тебе русский! Про второстепенный народ - это не так, ты сам себя сейчас назвал и сделал второстепенным, так что за всех не говори! Всем без разницы, что тебе нравится или нет, абсолютно всем! Я здесь родился, вырос, живу и не собираюсь отсюда уезжать - это моя Родина! Какая разница как ты себя ведешь в России,- это твоя проблема!Справедливый человек - везде справедливый, где бы он не был! Сейчас несправедливым выходишь - Ты из этой темы! Дело не в гордости, а в надобности - это разные значения! И учись отвечать за себя, а не за всех сразу!!!

      Max,
      Ты не прав!
  3. Екатерина
    12 декабря 2018 00:11
    Беда в том, что многие узбеки не знают в совершенстве своего языка, особенно, когда речь идёт о всевозможных специальных терминах. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что перевод специальных текстов с русского на узбекский и наоборот вызывает затруднение даже у высоко квалифицированных работников.
  4. На счёт языка государственной
    8 декабря 2018 11:30
    Государственный язык Узбекистане Узбекский.
  5. Лев
    7 декабря 2018 22:51
    Довуд,
    Нет второго языка? Глянь на федеральные округи и республики. В разных республиках в государственный язык входят и языки коренного населения. В том же Дагестане- аж 14 государственных языков!
  6. Гость
    7 декабря 2018 20:38
    Bugaga,
    Ну вы же не турист. Вы тут живёте.
  7. Лазиз
    7 декабря 2018 01:12
    Эпсилон,
    А с чего вы это взяли, что граждане с областей не знают литературный язык? И ещё, что для вас литературный язык? Если говорить о языке, как литературный, то почему-то столичные граждане не разговаривают на языке А.Навоий. Вы пишете, что учили своих детей по книге 1941 года. А насколько сейчас наш язык соответствует тому образцу? Ведь, до сих пор в областях говорят б'лан, как в 1941 году, а столичные "билан", делая ударение на букву "и". Так что областные ещё не забыли свой язык, как столичные.

    А почему Минюст пишет на кириллице, а не на латинице? Почему многие госучреждения тоже пишут на кириллице, а в учебных заведениях нет?
  8. Алишер
    6 декабря 2018 21:09
    Хурматли изох ёзувчи инсонлар. Мен шунча изохларни укиб биронта узбекча изох топмадим афсус. Бизлар Россияга борсак русча гапир дейишади нега улар миллатчи хисобланмайди-ю. Биз Узбекистонга узбекча иш юритсак миллатчи буларканмиз. Нахот узбекча гаплашишни урганиш вакти келмади. Миллатчи эмасман ургатиш вакти келди. Хох сизга ёксин ёкмасин. Узр кимгадир огир бодган булса
  9. Лулуша
    6 декабря 2018 20:51
    Вареник,
    Вам я смотрю, все языки неприятны на слух. Узбекский неприятный для Вас, русский неприятный.....поведайте нам, какой язык способен усладить Ваш утонченный слух?
  10. Zafar
    6 декабря 2018 18:59
    Полковник,
    Поддерживаю сказанное
  11. Вареник
    6 декабря 2018 16:16
    Лулуша,
    Воспитанием вы все так кичитесь... Русский тоже многие считают не приятным на слух, только почему то сразу в список "не культурных и не воспитанных" не попадают...
  12. Лулуша
    6 декабря 2018 15:08
    Made In USSR: у меня была возможность учить узбекский по Скайпу, но спасибо Узтелекому, теперь Скайп у меня не работает. А ведь полмира так изучает языки, так как времени нет и возможности ходить на курсы, а ведь было бы очень удобно, сидя дома в тишине заниматься через интернет.
    А ведь всем известно, что для начала нам нужно овладеть разговорной речью, чтобы общаться, а уж правописание и грамматика это во вторую очередь.
    Так что вот снова я засела за разговорник, изданный во времена СССР, он тоненький конечно и словарь там очень скудный, но там хотя бы обучают расхожим фразам.
  13. Аналитик
    6 декабря 2018 07:49
    Made in USSR, полностью согласен.
  14. Отец Тарквемада
    6 декабря 2018 06:49
    Отабек,
    <<Я сам узбек родился в Казахстане>>
    <<Я хоть и русский, но считаю правильным публикования >>
    Ты уж определись, лодку к одному берегу причаль)))
  15. Made in USSR
    5 декабря 2018 22:29
    Государственный язык надо знать ! Это не обсуждается вот только мало само государство приложило усилие в распространении обучения на Узбекском языке .Многие Узбеки выучили Русский именно при Узссср .В каком году был принят закон об госязыке ? 1989 через 2 года совок распался .Новая молодая республика новые проблемы короче нелегкие времена были .И тут взяли и ввевли латынь, заканчивал школу так и не научившись писать на латыни как и сейчас нет надобности .Вот сколько живу и общаюсь никто особо не хочет даже объяснять слова и смысл на узбекском ,С точностью да наоборот больше спрашивают русские слова и смысл . И общение происходит и происходило на русском. А теперь вот и наступил час икс так сказать .Основная часть русских и русскоговорящих граждан покинули республику .Знание и умение теперь говорить на русском рожденных в 2000 х в особенности с регионов стало минимальным да и ладно. Это не беда учить надо китайский и английский.Поздно пить боржоми когда почки отвалились .А языки никогда не поздно учить . Только вот загвоздка особо никто не хотел не хочет учить Узбекский .А также никто и не постарался открывать побольше курсов госязыка для тех кто желал желает но работает с 9 до 7 в среднем .в шестидневку .дорога при этом занимает. 1,5 часа .Имеются ли в г Ташкенте курсы по воскресеньям??????.Да и Хурмат всем узбекам владеющим русским.В этом отношении вы молодцы!!!
  16. Василий
    5 декабря 2018 21:54
    Эпсилон,Конечно понимаю.ведь я вырос с узбеками.у меня все друзья узбеки.они менч считают своим.и говорят что я лучше них знаю узб.язык.может это и так.я всегда считал и считаю своим долгом знать отлично язык своей Родины.Вот такое моё личное мнение
  17. Нигматата
    5 декабря 2018 18:18
    Русский язык по богатству и красоте лучший, ,,, те кто его не знает и не любит закрывают от себя пол мира...просто сейчас много клоунов которым трудно мозги напрягать и учить , поэтому они выдолбываются
  18. Аналитик
    5 декабря 2018 16:55
    Эпсилон,
    слышь умник... родители в детстве не учили как себя вести с людьми? Так что исчезни тут... Для начала вруби свои мозги, если таковы еще есть в голове твоей и прочитай внимательно что я написал. В противном случае на такое быдло как ты я свое время и внимание тратить не собираюсь... Удачи в жизни.. Пригодится
  19. Адхам
    5 декабря 2018 15:54
    Эпсилон,
    Так и я Скогласен с вами, вобщем я никого не оправдывал, безусловно в каждой национальости есть свои спецы, но к великому сожалению они встречаются очень очень редко. А вообще языковой барьер мешает нормально выполнять работу во всех случаях с обоих сторон.
  20. Виталий
    5 декабря 2018 13:32
    Каждый должен знать государственный язык. Остальные языки по необходимости. На русский язык пусть переводится, это правильно, но оригинал документа и его разработка должны быть на государственном узбекском.
    1. Эльвира
      12 февраля 2020 16:01
      Виталий,
      В Узбекской Советской Республике, 30 лет назад, никто никогда не ущемляет народ узбекский,но докумены ВСЕ,отмечаю Все документы выдавались на русском/узбекском- на двух , и всем было всё понятно для всех, И понадобились позже на других языках, документы переводили в натариусе на другие языки,чтобы могли понять те власти, в которую уезжали граждане...И это было правильно.Раньше была Гуманная Конституция СССР.
  21. Искандар
    5 декабря 2018 12:46
    Никита,
    Правильно сказано
  22. Эпсилон
    5 декабря 2018 11:41
    Адхам,
    Соглашусь от части. Если специалист не говорит по русски это дурной знак. Но далеко не все ,кто говорит по русски хорошие спецы. Делали сыну зубы, ставил пломбы еврей-ашкенази, весь кабинет в дипломах. Но через пару месяцев пломбы почернели. Нашли кореянку стоматолога она сделала уже три года все норм.
    Вообще, найти хорошего специалиста в Узбекистане и в Ташкенте очень сложно, везде узбечелик (и так пойдет) . Причем узбечиликом(наплевательским отношением к своему труду) страдают русские часто.
  23. Эпсилон
    5 декабря 2018 10:37
    Бугага, не путай сложность грамматики языка с богатством словарного запаса языка.
    Тебе русскому и трёх матерных слов хватит что бы объяснить все явления Вселенной.
    Английский я учил в инязе и США.
    Когда ты последний раз видел толковый русский словарь? Правильно в школе. Он тебе не нужен, а англоязычные пользуются толковыми словарями всю жизнь, потому что слов очень много.
    Но тебе упертому недоумку объяснять что-то бестолку.
  24. Эпсилон
    5 декабря 2018 10:31
    Никита,
    ++ согласен с вами. Но и выучить узбекский русскому трудно. Ни курсов толковых, ни учебников. Да и сами узбеки с русскими сразу переходят на русский, в городах. В сельской местности, где не знают русский язык, русских можно сказать нету.

    Отабек,
    //Я хоть и русский// русский Отабек?? Теперь я видел почти всё, как говорится.
  25. Адхам
    5 декабря 2018 10:18
    Эпсилон,
    Тут можно и с другой стороны посмотреть) Ни разу за 20 лет своей жизни не видел ни одного Узбекоязычного специалита)) Однажды сломал ногу, так знаете что мне Доктор поставил гипс на пятку и приматал бинтом, так что у меня через два дня всё разлителось, и были осложнения изза этого, потом пришлось ехать в частную больницу, И там доктор была русская и всё сделала прекрасно, за что я ей очень благодарен, Вобщем не хочу никого обидеть Я считаю что тот кто хочет будет учить Узб язык, а кто не хочет Не будет, пока что слава богу еще Русс яз окончательно не запретили, поэтому вроде всё норм на данный момент)
  26. Никита
    5 декабря 2018 10:14
    Не поймёшь, то ли пропустил модератор, то ли исправить надо))
  27. Никита
    5 декабря 2018 09:41
    Всем доброе утро. А к чему крики про национализм и проч? Русские, которые вопят, что нас здесь притесняют, выключайте свои двойные стандарты. В РФ с наших граждан требуют знание русского языка - при оформлении документов нужно сдавать экзамен. Тот факт, что это обходится и какими методами - другой вопрос. Главное тут - русским можно требовать, а узбекам нельзя. Задумайтесь, мы не слишком ли охренели?

    Всем доброе утро. А к чему крики про национализм и проч? Русские, которые вопят, что нас здесь притесняют, выключайте свои двойные стандарты. В РФ с наших граждан требуют знание русского языка - при оформлении документов нужно сдавать экзамен. Тот факт, что это обходится и какими методами - другой вопрос. Главное тут - русским можно требовать, а узбекам нельзя. Задумайтесь, мы ничего не попутали?
  28. 1036
    5 декабря 2018 09:15
    Эпсилон,
    Наверное опечатка -
    Потому что негласно документооборот вернулся на более всем привычную *кириллицу*.
  29. Отабек
    5 декабря 2018 08:53
    Да, мальчики и девочки ну Вы тут устроили, я считаю никому никуда нет необходимости уезжать Что теперь все кто не говорит на узбекском будем гнать, что за глупости. Я сам узбек родился в Казахстане гражданин Узбекистана, говорю и на русском и на узбекском, и никаких проблем. Просто будьте толерантней и помогайте друг к другу и все будет хорошо.

    и еще lex.uz, norma.uz и др. спасибо им большое имеют великолепных специалистов владеющими обоими языками свободно и они прекрасно осуществляют перевод, с чем неоднократно сталкивался. Не парьтесь. И еще уделите внимание все коменты ведь на русском, та что это конечно нужно учитывать. Но к обоим языкам необходимо относится с уважением.

    Нельзя всех выгонять из страны если он не знает узбекского. К сожалению многие учебные пособия и другие документы на русском языке. Поэтому я считаю, что нужно с уважением относится как к русскому так и к узбекскому.

    Я хоть и русский, но считаю правильным публикования законодательных актов на узбекском, а потом уже перевод на русский и английский.
    К сожалению, многим тут что-то мешает выучить язык и скорее всего это что-то - великодержавный шовинизм. Я например, могу говорить по-узбекски, читаю правда не очень, но это исправимо, при желании конечно. Большая часть моих друзей - узбеки, поэтому и говорю нормально, хожу на мероприятия, знаю традиции. Хотя мои друзья при мне всегда говорят на русском. Я тут собираюсь жить, тут моя Родина, так что да, учить язык нужно. Остальное отмазки...
  30. Неравнодушная
    5 декабря 2018 08:12
    Вареник,
    О чем говорят.даже нотариальные конторы на нострификацию диплома фельдшера( не худ литер- ра) русского на узбекский перевести не могут ( диплом рос-й ) в ташкент ехать пришлось из обоасти чтоб перевести.а в школах русских методики нормальной нет что в сов время что сейчас
  31. Бек
    5 декабря 2018 06:58
    Уважаемые, а вы знали что все законы, в том числе закон о государственном языке был принят на русском языке и что 70-80 процентов населения Узбекистана составляют узбеки. Это правильный документ и он не говорит чтоб законы и нормативно-правовые акты принимались исключительно на узбекском языке, а наоборот, защищая права и основной части населения, требует чтоб всё издавалось и на узбекском. Поэтому давайте не усугублять все и просто отнеситесь с пониманием и уважением прав и основной части населения. А кто переживает за то, что теперь не будут издавать на русском, как юрист могу заверить, все обязательно будет издано на русском, но будут требовать и перевода на узбексий, чем сейчас занимаются все министерства и ведомства.
  32. Светлана
    5 декабря 2018 02:32
    Документы должны быть на 2х языках. Русскоговорящее население еще есть тут и не надо притеснять нас!
    Русские школы и классы в городах составляют большинство и узбеки русскоговорящие тоже не понимают офиц. Документы на узбекском !
  33. Татка
    5 декабря 2018 01:09
    Знание двух языков как минимум это большой плюс, а если ты ещё и специалист, то цены тебе нет.
    Только вот со спец литературой у вас реально бедаааа
  34. Татка
    5 декабря 2018 01:04
    Всем комментаторам в поддержку гос языка, у меня к вам вопрос назрел.
    А почему бы вам не собраться всем вместе и составить один нормальный ЛУГАТ, в котором будет каждое узбекское слово?
  35. Татка
    5 декабря 2018 00:57
    Полковник,
    Что? Что мешало вам выучить государственный узбекский язык??? Неужели он настолько противень вам всем живущим здесь??? Так ствдно на нем общаться, выражать свои мысли?///


    А что мешает некоторым узбекам выучить узб язык???
    Столько безграмотных.
    Иные даже читать не умеют и не знают нынешний узб алфавит, а иные пишут абсолютно безграмотно.
    Наплодили множество неучей.

    Bugaga,
    Ты лучше задумайся, если все русскоговорящие "свалят" из страны, кого же вы, (оставшиеся!) будете в своих бедах то обвинять?!///

    Областных будут гнобить)))
    Из личного примера я не русская и не узбечка.
    Изучала узб язык у известной в Ташкенте детской поэтэсы, суть в том, что она меня учила "япти" "гапти" "ингиз" и т.д.
    А живу я в Ташкенте.
    Естественно, что приходиться говорить "вотти" "из" и т.д

    Немой,
    У меня есть РВП и никакой экзамен по русскому языку я не сдавала.
    Достаточно было предоставить школьный аттестат
  36. Г
    4 декабря 2018 23:35
    Бохо,
    А вижу коментарии на русском =) где логика?
  37. Рассел
    4 декабря 2018 23:34
    Сделать русский вторым государственным! Посмотрите как живёт Казахстан. Все мировые бренды там. Главный интвестор - это Россия. Где бы они были, если бы не русскоязычные. Поэтому надо сделать русский вторым языком и ввести в узбекский алфавит кириллицу. Все специалисты русскоговорящие уехали и кто остался?
  38. Кси
    4 декабря 2018 23:32
    Немой,
    Никогда не задумывался о том почему в России после 90х поднялась волна национализма по отношению к жителям постсоветских братских республик?!
    А не потому ли что многим из нынешних жителей России пришлось бежать сломя голову схватив в охапку детей и самое ценное что можно увезти?! Когда только и кричали в спину "ежай своя россия". Думаете у людей снявшихся с родных, обжитых мест по вине националистов, прошла обида?! Особенно, когда теперь, жители братских республик потянулись в Россию на заработки?!
  39. Гость
    4 декабря 2018 23:08
    Удивительны комментарии... откопали где то нотки национализма даже... хоть бы кто то задумался об истинном, значении национализма, прежде чем писать это слово, действие которого кое как остановили совсем недавно, положив головы миллионов людей (это я про ВОВ).
    Минюсту хотелось бы пожелать иметь толерантность к носителям русского языка, которые такие же граждане как и работники минюста, и я более чем уверен все уважают узбекский язык, просто грубо говоря, не было бытовой нужды учить его, все общение на русском, документооборот на работе на русском... поэтому дорогие узбеки - не обижайтесь, что русскоязычные не учат узбекский, мы просто привыкли говорить на русском и пока не доставляет хлопот найти русскоязычного собеседника
  40. Пешком постою
    4 декабря 2018 22:59
    Эпсилон,
    Это уже русские казахстанцы
  41. Malinka
    4 декабря 2018 22:42
    Интересная новость. Но есть одно "но" при переводе с узбекского языка, часто одну и туже фразу можно перевести по разному и тем самым обойти те или иные аспекты нормативного документа. А в последнее время перевод становится труднее, т.к. начали использовать и разговорный язык в написании важных документов- это усложняет понимание всего документа, и ещё одно почему на местах в госорганах не всегда, а вернее чаще всего немогут доступно истолковать тот или иной нормативный акт, дословно это выглядеть так:" откройте постановдение, найдите главу или статью такую и читайте". Я считаю разумнее все таки печатать на двух языках. Потому что не все владеют совершенным узбекским и русским языком. А так будет доступно всем и не будет недопонимаю у юр и физ лиц.
  42. Лия
    4 декабря 2018 22:31
    Сарт,
    не количество людей. Читай сам ВНИМАТЕЛЬНО

    Дональд Трамп,
    Как вы правы.
  43. Дальнобой
    4 декабря 2018 22:13
    Илья,
    Респект! Самые адекватные комменты: не скатываетесь, как некоторые, на национализм. Здравые предложения. Дай бог, чтоб прислушались. А так, знать чужой язык- стать вдвое богаче.
  44. Bugaga
    4 декабря 2018 21:47
    Эпсилон,
    К сведенью лингвист-самоучка, английский по красоте, богатству, словесным оборотам, синтаксису, раз в сто уступает русскому и это общепринятый факт))
    По сложности изучения русский стоит где то после арабского, по своему строению.
    А английский самый лёгкий и доступный из языков, разговорный так вобще можно выучить за год,
    Savvy?!

    Кси,
    Про муть.
    За слова отвечать научился ещё в "весёлые девяностые", это у нынешней молрдежи - зелёных, духу ток в интернете хватает пургу на других нести.
    Если серое вещество в голове есть, понял бы к чему я про специалистов написал.
  45. Илай
    4 декабря 2018 21:34
    Сделайте русский вторым гос языком, илтимос.
  46. Эпсилон
    4 декабря 2018 21:00
    Gofri,
    Ты статью прочти для начала что бы потом рассуждать пространно. Никто не говорил о переходе на один язык, Минюст пишет ,что государственные документы, как проект закона должен быть на государственном, а потом на всех остальных по необходимости.
    В Ташкенте ,где многие выпускники русских школ или в Самарканде русский поймут законопроект на русском, но в регионах, где проживают 80 процентов остального населения официальный русский проблема ,его не поймут.
    Для тебе подобных ТАШКЕНТ ЭТО НЕ ВЕСЬ УЗБЕКИСТАН!! МНОГИЕ В РЕГИОНАХ НЕ ГОВОРЯТ НА РУССКОМ!! ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО ТЕБЕ И ТЕБЕ ПОДОБНЫМ??!!
  47. Немой
    4 декабря 2018 20:52
    Россия тоже многонациональная Федерация. Однако:
    Госязык - русский (кроме Крыма и нац республик Татарстан Чечня и т.д.);
    Разрешение на проживание и работу официально не дадут пока иностранец не сдаст госэкзамен на знания русск.яз истории России и Законов РФ (даже дворника уборщицам короче всем иноязычным);
    В официальных учреждениях и на бытовом уровне никто из коренных не будет пытаться общаться на нк русск.яз а будет жестко требовать говорить на русск.яз;
    В России националистов шовинистов и скинхедов фашистов больше чем в Узбекистане ненавидящих русскоязычных.
    Если бы к русским в Узбекистане относились бы также как относятся к инородцам в России ни одного русского ге знающего узб.яз в стране не останется.
    Узбеки очень терпеливый народ...чересчур терпеливый...даже в ущерб себе...
    Я не НАЦИОНАЛИСТ. Я привел только факты без демагогии. Выводы умные люди сделают сами...
  48. Нигматата
    4 декабря 2018 20:48
    Эпсилон,
    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ КАК ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ПИШЕТ СТАРШИМ....ВОТ ВСЯ КУЛЬТУРА И НУТРО ДИКАРЯ, КОТОРЫЙ ВЫДАЕТ СЕБЯ ЗА ИНТЕЛИГЕНЦИЮ :-) :-) :-) :-)
  49. Эпсилон
    4 декабря 2018 20:48
    Пешком постою,
    Русские так называют казахов за глаза. Это я точно знаю.

    Василий,
    В совершенстве узбекский знал наверное только сам Навои, и та ученая которая посвятила всю свою 90 летнию жизнь изучению его наследия.
    Но все равно, если вы действительно понимаете каждое слово, например, в узбекской газете, значит вы тот редкий одаренный человек, кто смог. Хвала вам и уважение, если так.
  50. Gofri
    4 декабря 2018 20:24
    Знаете скажу по своему опыту : приходишь в налоговую и просишь разъяснить новый закон напечатанный на узбекском языке и как вы думаете мне не могут его перевести объяснить то есть они сами не понимают тех терминов ,слов ,значений и как это интерпретировать!!!! Увы .... И как быть??? И что самое интересное когда есть этот закон на русском так всем все понятно!!! Ясное дело что зоны должны быть на государственном языке но если сам язык не достаточно развит для современного мира и для тех значений которые сегодня используются возьмите наш гос язык и сравните его по уровню с английским или китайский или французский или русский или индийский .... Рано нам ещё полностью переходить на один язык...
  51. Рожденный в Узбекистане
    4 декабря 2018 20:22
    Всем Узбекистанцам привет.
    В Узбекистане есть ситуация с множеством диалектов в разных уголках нашей республики.
    Документ на узбекском юридическом языке гарантия не все чиновники даже смогут правильно понять и действительно почему не дублировать документ на 2-х языках? Это для того что было понятно всем.
    Я за государственный язык но хотелось бы что бы это было как минимум на 2-х языках. Второй хотя бы Русский. Это было бы очень правильно.
  52. Комба
    4 декабря 2018 20:21
    Я горжусь что знаю русский язык, у меня родной узбекский язык. ... НО ЭТА ДОЛБАННАЯ ЛАТИНЕЦА ВСЕ РАСХЕРЕЧИЛА!!!!
  53. Пешком постою
    4 декабря 2018 20:11
    Эпсилон,
    В Казахстане мамбичами называют тез, кто приезал с далеких поселков и аулов...отсталыз от цивилищации... Это тоже самое, что ташкентские называют аватаром областных
  54. Василий
    4 декабря 2018 20:10
    Эпсилон,Я выучил.Горжусь тем что знаю два языка в совершенстве
  55. Mika
    4 декабря 2018 20:07
    Евг.
    Полностью поддерживаю вас
  56. Эпсилон
    4 декабря 2018 19:58
    Нигматата,
    Старпёр, в этих специфичных отраслях используются на 90 процентов не русские слова: ланжерон, иллюминатор, форсунка, люфт и все остальное. Плюс их количество в каждой отрасли ограниченно. Старый осёл, чагатайский-уйгурский это официальный язык могольской империи самой большой империи в истории человечества. Этот язык дипломатов и чиновников монголов уйгуров впитал все разнообразие этой огромной территории.
    Если ты старпёр не знаешь истории своего края, это не значит что здесь не было Великой истории, а значит богатейшего языка.
  57. Эпсилон
    4 декабря 2018 19:09
    Узбек,
    //Только вот проблема: я узбек но латиницу не понимаю, ведь учили то на кириллице. Вообще я своих детей учу на трех языках: узбекский, русский, английский. // Как это вы английский знаете, а латиницу не знаете??
  58. Нигматата
    4 декабря 2018 19:07
    Эпсилон,
    Носки мои ты сынок уже поспешил...иди теперь соседские посмеши...когда на чагатайском языке будет здравый учебник по аэродинамики , или инструкция к ремонту лунохода ,будешь мне сказки рассказывать
  59. Дельта
    4 декабря 2018 19:06
    Александр,
    Санёк, уточни какие именно книжки нам читать??
  60. Эпсилон
    4 декабря 2018 18:32
    Нигматата,
    Кхе. Ота, по богатству оттенков, смыслов, тонких деталей, литературный узбекский (чагатайский, уйгурский А.Навоий) раз в десять богаче русского. Литературный узбекский можно только с Английским сравнить по богатству оттенков.
  61. Александр
    4 декабря 2018 18:19
    Националисты учите историю, я понимаю, что Вы настолько «умны», что готовы учится только на своих ошибках, но иногда стоит и книжки почитать.... А так просто высосанная из пальца проблема с включённой больной фантазией у комментаторов ))))
  62. Довуд
    4 декабря 2018 18:14
    Эпсилон,
    Тогда пардон . тебе трудно будет работать на гос службе и все , без обид .
  63. Эпсилон
    4 декабря 2018 18:11
    Евг, в том то и дело что упомянутого в статье документа не было в узбекском варианте, а только на русском. Поэтому Минюст напомнил что такие документы должны быть на узбекском тоже.

    1036,
    Потому что негласно документооборот вернулся на более всем привычную латиницу.
  64. Саша
    4 декабря 2018 17:51
    Письмо на кирилице написано
  65. Евг
    4 декабря 2018 17:48
    Государственные документы должны быть на государственном языке с паралельным переводом на русский и английский в одном документе сразу чтобы небыло разного толкования закона к примеру. При таком подходе к изданию гос. документации легко будет работать в стране иностранным компаниям и инвесторам как из россии так и из европы, что положиительно скажется на экономике страны а знатчит и на жизни граждан.
  66. Давуд
    4 декабря 2018 17:42
    Часто слышу такие выражения как чурка, черная ж@па. И это обзывают тех кто не умеет говорить по русски здесь у себя на родине в Узбекистане. Когда это все кончится? Куда ни глянь все на другом языке. Наш государственный язык это узбекский. Но на работу не берут если незнаешь русского либо английского. С чего это? А где работать куда устраиваться тем кто незнает? Есть хоть один патриот который поддержит свой язык . Наверное поэтому мы в болоте. Не ценим и не уважаем себя свою историю свой язык.
  67. Эпсилон
    4 декабря 2018 17:34
    людмила,
    Здесь дело в другом? Те кто написал документ, не написали его на государственном, а только на русском. А Минюст напомнил что такого рода документы должны быть на узбекском, а потом уже на всех остальных. Даже так должны быть на узбекском и на всех остальных язык по необходимости.
  68. 1036
    4 декабря 2018 17:32
    Я конечно извиняюсь,
    но почему письмо Министерства Юстиции написано не на латинице?
  69. Bugaga
    4 декабря 2018 17:21
    Устал.
    Государственность начинается там - где берёт начало река благополучия Страны. Где старики получают достойную пенсию, где полиция защищает законность, а не личную выгоду, где чиновник меняется в лице не от суммы взятки, а от самого понятия взятки в принципе, когда граждане других - менее благополучных стран, мечтают получить гражданство именно вашей страны по многим объективным факторам, когда дети в школах и садах знают гимн страны и поют его не потому что их принуждают, а от истинной любви, и когда попав в затруднительное положение зарубежом знаешь - твоя Страна никогда не оставит тебя в беде.
  70. Кси
    4 декабря 2018 17:10
    Bugaga,
    Ла-ла-ла, бла-бла-бла. Муть несёшь противоречивую. //То что Узбекистан в лице чиновников, все чаще привлекает иностранных специалистов к работе в тех или иных областях, не это ли показатель регресса?! // Ну так если нет специалистов, даже рускоязычных, пусть приглашают.

    Я вспомнил ещё двух важных спецов по электронике, действительно мастера, один русский, другой татарин. Но они вряд ли уедут, взрослые дядьки, им здесь отлично, бабки текут, востребованы. Так что двоих из 1 миллиона точно надо оставить. Есть специалисты рускоязычные, просто они не критичны. Вспомнил обувщика русского давно в Россию уехал, теперь люди остались наверняка без хорошой ортопедическое обуви. Но их мало, очень мало. Все классные уехали сразу.
  71. Дональд Трамп
    4 декабря 2018 17:06
    Огромный шаг к процветанию государства будет сделан, если введут русский язык как официальный язык делопроизводства, наравне с узбекским. А также назначением европейцев на руководящие должности. Это сразу срежет огромный пласт взяточничества, кумовства и пр реалий. И связи укрепятся со странами СНГ, и порядка будет больше, и сама титульная нация почувствует огромные перемены к лучшему.
  72. Узбек
    4 декабря 2018 17:01
    Документы нужно делать у нас на двух языках, узбекский и русский. Только вот проблема: я узбек но латиницу не понимаю, ведь учили то на кириллице. Вообще я своих детей учу на трех языках: узбекский, русский, английский. Русский язык это язык межнационального общения, его нужно знать, т к мы все страны СНГ исторически связаны. Ну вот в Эстонии был, там по английски пришлось общаться, молодеж везде не знает русский. Узбекистан это многонациональная страна, давайте уважать друг друга!
  73. Bugaga
    4 декабря 2018 16:57
    Эпсилон,
    Если чего то не видишь - это не значит что этого нет вовсе! Я вот мозг других людей не вижу при общении, но уповаю что он у них есть, хотя интуиция чаще подсказывает обратное!
    То что Узбекистан в лице чиновников, все чаще привлекает иностранных специалистов к работе в тех или иных областях, не это ли показатель регресса?! Почему своих таких специалистов не взрастили за годы независимости если у нас так всё хорошо? Или если взрастили, то где они?
    Химия, тежелое машиностроение, авиастроение, текстиль и многие другие отрасли просышленности были оставлены со времен СССР и где они сейчас?! То то и оно, болтать то и выпячивать то чего выпячивать не стоило - может каждый, а вот сказку сделать былью, только по телевизору, да и то не все.
  74. Эпсилон
    4 декабря 2018 16:56
    Лулуша,
    //Большинство нас, русских если заставляют учить язык страны, где мы живем, сразу истерика начинается: геноцид, караул, где мой чемодан я уезжаю))))).// Лол. Точно заметили.
  75. людмила
    4 декабря 2018 16:54
    Что вы делаете из мухи слона. Никто никого не притесняет при чем тут национализм все правильно документы должны быть на нац языке. И ничего в этом страшного нет. Знать узбекский раз уж живем здесь мы должны
  76. Эпсилон
    4 декабря 2018 16:54
    Илья,
    Согласен. Курсы прогорят само собой. Насчёт ущемления прав рускоязычных на государственном уровне конечно речи нет, кроме как обязательное значение государственного языка для чиновников, хотя тоже не всегда. А в быту тупого злобного русофобского скота хватает, его меньше намного чем в 90е, но все же.

    Сарт,
    //Я сам не узбек, но и не русский// а зачем сартом подписываешься? Что думаешь мы не знаем как казахи узбеков сартами обзывают? Если я мамбичем назовусь тебе наверное тоже не приятно будет.
  77. Эпсилон
    4 декабря 2018 16:39
    Bugaga,
    Мало русскоязычных вообще. Не вижу нынче ни одного русскоязычного специалиста от которого зависела бы моя жизнь, здоровье и т.д. Может и есть такие критически важные рускоязычные специалисты, но я с ними не сталкиваюсь лет 20. А вспомнил! Лет 20 тому назад уехала немка технолог и алмалыкское пиво сразу испортилось! Всё больше не помню о важных рускоязычных специалистах. Сам я тоже рускоязычный, кстати.
  78. Олим
    4 декабря 2018 16:35
    Почему узбеки должны знать русский а русский не должны знать узбекский.надо уважать оба языка .
  79. Эпсилон
    4 декабря 2018 16:34
    Аналитик,
    К тебе даже не вопрос, а утверждение: ты дурак? Минюст пишет, что законопроекты в Узбекистане должны публиковаться на государственном языке. Минюст добавил, что после государственного можно переводить на все остальные необходимые языки. Зачем кописту свою притащил?
    Статью прочитай, АНАЛитег.

    Довуд,
    Пошевели мозгами: если человек родился русскоязычный и у него нет самых близких ,которые говорят на узбекском, узбекский не выучить. Ни курсов, ни нормальной школьной программы, ни самоучителей. Ничего. И ещё проблемы, которые мне лень тебе объяснять.
  80. Илья
    4 декабря 2018 16:21
    Проблема абсолютно решаема. Во первых ввести обратно кириллицу в узбекский язык. Это даст положительный результат, как и в изучении узбекского языка, так и в изучении русского языка. Опять же повторюсь, для русскоязычного населения узбекский язык на кириллице будет куда более читабелен и понятен, а для узбеков не владеющих русским языком, при его обучении не придется изучать отдельный алфавит, со всеми вытекающими последствиями. Во вторых пересмотреть методы и формы обучения в образовательных учреждениях. Все русскоязычные подтвердят, да и как тут было сказано, методы преподавания узбекского языка которые сейчас есть в школе отвратительны. Все что преподают, так это изучение слов и стихов, ни о грамматике, не о правилах правописания, речи и не идет. Об образовании в Узбекистане к сожалению без сожаления говорить не приходится и это отдельная тема для рассуждений. В третьих как тут было подмечено, необходимо открывать курсы по изучению узбекского языка, да и не только узбекского, но и русского и других языков, и субсидировать данные курсы за счет государства. Желающих я думаю будет много. Ведь сегодня элементарное изучение английского языка дело довольно накладное для среднестатистической семьи, учитывая стоимость курсов и репетиторов. Повсеместное знание нескольких языков поспособствует общему обогащению народа, и это же в свою очередь окажет благотворное влияние и на туристический потенциал страны. Так же хочу отметить, касаемо заявлений, что повсеместно в Узбекистане происходит ущемление прав русскоговорящих, не более чем инсинуация, разжигающая национальные конфликты. Одного только жаль, что порой наши депутаты и иные лица исполнительной власти создавая тот или иной законопроект не умеют анализировать и прогнозировать все вытекающие последствия от принятия тех или иных законов, ну а что действительно нужно народу, остается не принятым во внимание.
  81. Эпсилон
    4 декабря 2018 16:17
    Макс,
    Там совсем другая обстановка. В России русский язык с человеком с рождения, они говорят на нем с раннего детства. Русский язык империи на котором есть практически все в отличие от узбекского. Какова доля узбекского интернета в общемировом? например русского интернета процентов 30, а узбекского меньше 1 процента. Здесь по другому, день объяснять если человек сам этого не понимает.
  82. Сарт
    4 декабря 2018 16:14
    Лия,
    Почему третий? Китайцев больше миллиарда
    Индусов больше миллиарда
    Англоговорящих тоже много.
    Не надо писать того, чего не знаешь.

    Я сам не узбек, но и не русский. Говорю на русском.
    Считаю, что документы должны публиковаться официально на государственном языке и все народности Узбекистана должны уважать этот язык.
    Другое дело вводить второй гос язык как Казахстан или нет - это большой вопрос. Лет через 30 русскоговорящих будет очень мало...
    А вот многие узбеки литературный язык не знают и сами в законопроект вникнуть не смогут
    Надо чтобы была контора типа ННО которая автоматом все законы будет переводить на русский и на уличный узбекский с пояснениями .
  83. Макс
    4 декабря 2018 16:09
    Россия тоже из бывшего СССР. Но почему то живущие там люди других национальностей выучили худо- бедно русский язык. Так что кому надо выучит даже китайский.
  84. Довуд
    4 декабря 2018 15:51
    Пошевелите попами , здесь родились и не знаете узбекский язык . Это и есть национализм и не уважения языку коренных жителей , которых придумали называть туземцами . Где и какое государство потерпит такое ? В России все приезжие пишут и говорят только на русском и нет второго языка . Кто не доволен придется изучать узбекский язык и это нормально . Во всем мире так .
  85. Лулуша
    4 декабря 2018 15:45
    Из-за чего раздули скандал? Мы в Узбекистане живем и документы должны быть на государственном языке, остальные переводы на любой нужный язык - это нормально, никто не запрещает ведь, так?
    Большинство нас, русских если заставляют учить язык страны, где мы живем, сразу истерика начинается: геноцид, караул, где мой чемодан я уезжаю))))).
    А так мое предложение такое: оставить к латинице еще и кириллицу, чтобы русские легче учили узбекский язык.
    А вообще если честно, чем мы больше языков знаем - для нас это лучше, а со стороны государства можно хорошо бы узаконить к государственному языку еще и дополнительные, думаю это не помешает и все будут довольны.
    Но само собой, узбекский язык нам всем нужно учить - здесь даже не может быть споров.
    Кто говорит, что узбекский язык неприятен на слух - неправ, да еще и некультурный и невоспитанный человек.
  86. Bugaga
    4 декабря 2018 15:43
    Nemo,
    Это вы про лиц с низкой социальной ответственностью женского пола и русскоговорящего происхождения?!
    Вполне верю! Для бизнеса это полезно!

    Эпсилон,
    Ты лучше задумайся, если все русскоговорящие "свалят" из страны, кого же вы, (оставшиеся!) будете в своих бедах то обвинять?!
    Окстись!
  87. Аналитик
    4 декабря 2018 15:29
    ну вот опять... националисты побегут... гос.язык - узбекский... все обязаны его учить и тому подобное... Проблема в том, что мы живем на постсоветском пространстве... соответственно есть люди, которые в силу каких-либо невозможностей не владеют узбекским языком... да что тут говорить? Есть узбеки, которые сами проблемно могут говорить или переводить с узбекского... И с этим ничего не поделать. В школах узбекский язык не учат как надо... Все в рамках "выучи стих" и "перескажи текст". Ни грамматики и тд… В колледжах/лицеях та же ситуация... В ВУЗах тоже... Нет роста государственного языка... А теперь перейдем к Конституции...:

    Статья 4.

    Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.

    Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.

    Статья 3 Закона "О Государственном Языке" :

    "...Граждане имеют право по своему усмотрению выбирать язык межнационального общения."

    Статья 4 Закона "О Государственном Языке" :

    " В Республике Узбекистан обеспечиваются условия всем гражданам для изучения государственного языка и уважительное отношение к языкам наций и народностей, проживающих на ее территории, создаются условия для развития этих языков."

    Статья 8 Закона "О Государственном Языке":

    "Законодательные акты Республики Узбекистан, другие документы органов государственной власти и управления принимаются и публикуются на государственном языке. Переводы этих документов публикуются и на других языках.
    Документы местных органов власти и управления принимаются и объявляются на государственном языке. В местах компактного проживания представителей отдельных национальностей документы местных органов власти и управления принимаются и объявляются на государственном языке республики и языке данной национальности."

    Статья 9 Закона "О Государственном Языке":

    " В органах государственной власти и управления работа ведется на государственном языке и по необходимости обеспечивается перевод на другие языки."


    Какие еще вопросы??
  88. Эпсилон
    4 декабря 2018 15:29
    Вареник,
    //как раз и задумываюсь..// Сударь, вы не задумывались, действуйте! Право дело! Вам наверняка легче будет, да и всем остальным оставшимся. А мы пообщеям вам не пропасть без вас. Често.)))
  89. Равшан
    4 декабря 2018 15:26
    Илья,
    С вами согласен .я считаю кириллица всем понятен.Имею ввиду узкирилл,а узлатин мне самому трудно писать и читать с ув Равшан.
  90. Nemo
    4 декабря 2018 15:24
    Bugaga,
    Я в Турции частый гость
    там русские уже по турецкий
    говорят и еще как.
  91. Эпсилон
    4 декабря 2018 15:24
    Bugaga,
    Везде на постсоветском пространстве государства стараются что бы русский забыли побыстрей: Прибалтика, Украина, Закавказье и т.д. Кроме самой России естественно. Но в данном случае совсем другой вопрос. Обсуждение важного государственного документа ограниченино из-за того что документ написан не на государственном языке. Многие узбеки просто не понимают такой официальный русский. Надеюсь вы понимаете разницу?
  92. Эпсилон
    4 декабря 2018 15:20
    Эй ё модератор! Друг, где мой комент про Штирлица?))
  93. Вареник
    4 декабря 2018 15:20
    Эпсилон,
    И кстати, я прекрасно понимаю когда вокруг говорят на узбекском, а вот на счёт валить, с таким воинствующим окружением, как раз и задумываюсь..
  94. Вареник
    4 декабря 2018 15:17
    Эпсилон,
    Пфффф, по работе сталкиваясь с огромным количеством очень разных людей, и почему то в основной массе как Вы выразились - "нищие духом и моральные уроды" были носителями государственного языка, только не с родительской квартирой, а с квартирой и машиной купленной на родительские деньги. Про звучность языка, это личное мнение, по тому же принципу мне не нравится немецкий и суахили, поэтому я выучил французский и испанский. Вопрос в преподавании узбекского и статусе русского языка. А перевод документов очень сложный вопрос, грамотных переводчиков ещё меньше, чем людей владеющих литературным узбекским.
  95. Bugaga
    4 декабря 2018 15:17
    И эти люди пытаются сделать из Узбекистана - сделать "туристически привлекательную страну"!
    Да чтоб Россияне в Турцию больше ездили чем в другие страны, турки русский изучают день за днём и вполне сносно говорят на нём.
    И только в Узбекистане, стараются сделать всё, для того чтобы русский язык забыли как можно быстрее! И кто к нам поедет если местные русский уже забыли, а английский так и не выучили?!
  96. Кхм
    4 декабря 2018 15:17
    Раз уж пошла тема о том, что все должны знать гос язык. Почему бы не открыть бесплатные курсы по обучению языка? Думаю многие русскоязычные пошли бы обучаться. А так, как в приоритете стоит английский язык, то чаще всего люди тратят средства на изучение именно этого языка.
  97. Эпсилон
    4 декабря 2018 15:14
    Black Cat,
    Да согласен с вами проблема огромная. И решается вопрос у нас как всегда по скотски. "Э зачим тиби усбекски, ты рюски жи!" Скотов много будь они не ладны.
  98. Ладушка
    4 декабря 2018 15:12
    Ребята дамы пожалуйста не ругайтесь это страшно национализм это смерть. Не надо так ,вали, не буду учить, одумайтесь. Что касается книг и обучения это в точку сыну купила словарь,но он какой-то однобокий ни одного слова нет из книги для 2 класса. Я стараюсь понять язык у меня много друзей узбеков давайте жить дружно!!!!
  99. Эпсилон
    4 декабря 2018 15:11
    Адхам,
    К сожалению вы правы. Я себя русскоязычный чувствую Штирлицом который вынужден говорить на иностранном языке. И часто стоит перейти на русский местные скоты начинают вести себя по хамски. Есть такое. Говоришь на узбекском, говорят пока илтимос, переходишь на русский эй ты давай чё. Скоты!
  100. с области
    4 декабря 2018 15:09
    Гос. Язык надо знать и уважать.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Трое узбекистанцев задержаны за убийство израильского раввина

Стало известно о задержании троих граждан Узбекистана по подозрению в похищении и убийстве израильского раввина Цви Когана. Раввин, имевший
Вчера, 20:31 6

Узбекистан и Турция усиливают сотрудничество в борьбе с преступностью

Генеральное консульство Узбекистана в Стамбуле сообщило о значительных успехах в задержании граждан Узбекистана, уклоняющихся от правосудия на
Вчера, 20:07

Экс-тренер сборной России советует Файзуллаеву Испанию

Андрей Чернышов, бывший наставник молодежной сборной России, поделился своим мнением относительно будущего Аббосбека Файзуллаева, 21-летнего
Вчера, 19:02 1

В Сурхандарьинскую область планируют вложить около 3 млрд долларов

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провел рабочее совещание, посвященное мерам по стимулированию социально-экономического роста Сурхандарьинской
Вчера, 18:01

Маск — лидер рейтинга миллиардеров

По данным индекса миллиардеров Bloomberg Billionaires Index от 25 ноября 2024 года, руководитель Tesla и SpaceX, а также владелец социальной
Вчера, 17:47 1