В среду президент Шавкат Мирзиёев, заслушав отчет о мерах по противодействию коррупции, инициировал фундаментальное изменение подхода к этой проблеме, смещая акцент с борьбы с последствиями на превентивное устранение ее первопричин. На специальной презентации, организованной для главы государства, было подчеркнуто, что эффективность государственных структур отныне будет оцениваться не только по количеству раскрытых дел, но и по объему предотвращенных коррупционных рисков.
Согласно официальным данным, представленным пресс-службой президента, основной пласт проблемы коренится в так называемой бытовой коррупции. На ее долю приходится до 75% всех зафиксированных случаев, что представляет собой системный вызов, с которым граждане сталкиваются преимущественно на уровне городов и районов при взаимодействии с местными органами власти и сервисными службами.
В рамках усиления институциональной базы, указом от 21 апреля в структуре Генеральной прокуратуры был сформирован специализированный отдел, чьей основной задачей является глубокий анализ факторов, способствующих возникновению коррупционных проявлений. Сотрудники этого отдела на систематической основе проводят выездные исследования в регионах, изучая условия и причины, порождающие коррупцию на местах. Этот аналитический потенциал подкреплен научной базой: более 200 специалистов в Правоохранительной академии и присоединенном к ней научно-образовательном центре занимаются профильными исследованиями. Общая численность сотрудников правопорядка, так или иначе вовлеченных в антикоррупционную деятельность, превышает 100 тысяч человек.
Однако, как было отмечено в ходе презентации, несмотря на значительные ресурсы, направленные на искоренение этого явления, работа велась преимущественно по факту уже свершившихся правонарушений. Превентивные механизмы, способные полностью исключить саму возможность для неправомерных действий, признаны недостаточными. В учреждениях, являющихся точками наиболее частого контакта населения с государством - хокимиятах, кадастровых службах, банковских и налоговых органах - все еще сохраняются условия для бюрократических проволочек и существуют лазейки для коррупции.
В этой связи перед 43 контрольными органами страны и комплаенс-подразделениями, созданными во всех министерствах, поставлена приоритетная задача по повышению эффективности их превентивной работы. Деятельность инспекций при министерствах и ведомствах подверглась критическому анализу. Президент четко обозначил новый стандарт оценки: «Работу государственных органов следует оценивать не только по снижению уровня коррупции, но и по тому, сколько коррупционных проявлений удалось предотвратить».
Особое внимание было уделено земельным вопросам. Несмотря на внедрение прозрачной системы выделения участков, на местах продолжают фиксироваться случаи незаконных действий. Для искоренения этой практики дано поручение провести комплексный перекрестный анализ данных, поступающих от кадастровой службы, агентства «Узкосмос», строительных организаций и других ведомств, с целью выявления и полного устранения нарушений.
Параллельно была подчеркнута необходимость тотальной цифровизации деятельности системы прокуратуры и внедрения механизмов цифрового контроля во всех сферах государственного управления, что должно минимизировать человеческий фактор. На последнем заседании Национального совета по противодействию коррупции профильным комитетам палат парламента было рекомендовано сосредоточиться на изучении причин коррупции на низовом уровне махаллей, а также на сокращении доли прямых договоров в системе государственных закупок, которые часто служат источником злоупотреблений. Ответственные лица представили отчеты о проделанной работе в этих направлениях, включая программы по формированию в молодежной среде атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции.
Одним из наиболее успешных мировых примеров борьбы с коррупцией считается опыт Сингапура. Его Бюро по расследованию коррупционной деятельности (CPIB) подчиняется напрямую премьер-министру, что обеспечивает его независимость. Ключевым фактором успеха стала не только жесткость наказаний, но и радикальное упрощение бюрократических процедур, повышение зарплат госслужащим и внедрение принципа «презумпции коррумпированности» для чиновников, чей уровень жизни явно не соответствует их официальным доходам.