Президент Шавкат Мирзиёев подписал сразу два постановления. Ниже приводим тексты документов.
"О мерах по созданию условий для развития государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства"
1. Согласиться с предложениями Министерства культуры Республики Узбекистан, Национального агентства «Узбеккино», Министерства финансов, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о внедрении следующих форм государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства:
предоставление земельных участков в постоянное пользование
на безвозмездной основе для строительства зданий негосударственных учреждений культуры и искусства;
предоставление на безвозмездной основе земельных участков для строительства объектов негосударственных учреждений культуры и искусства с условием реконструкции и оснащения существующих зданий государственных учреждений культуры и искусства с последующим шефством;
выделение земельного участка для строительства или здания для реконструкции и оснащения на основе концессии;
реализация в установленном законодательством порядке по «нулевой» выкупной стоимости пустующих объектов государственной собственности, в том числе зданий нефункционирующих государственных учреждений культуры и искусства;
предоставление неиспользуемых зданий государственных учреждений культуры и искусства (или их части) для целевого пользования частным партнерам по «нулевой» ставке арендного платежа;
материально-техническое, финансовое и методическое обеспечение негосударственных учреждений культуры и искусства, созданных на базе имущества частного партнера;
благотворительная деятельность в форме шефства.
Определить, что государственно-частное партнерство в сфере культуры и искусства может осуществляться и в других формах, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
2. Установить, что на частного партнера в зависимости от формы государственно-частного партнерства могут налагаться следующие инвестиционные обязательства:
предоставление льгот нуждающейся в социальной защите категории населения при оказании услуг в области культуры;
своевременная и качественная реализация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и оснащению учреждений культуры и искусства;
выполнение других обязательств, предусмотренных в соглашении о государственно-частном партнерстве.
3. Определить, что соглашение о государственно-частном партнерстве:
заключается по результатам конкурса, проводимого Министерством культуры и Национальным агентством «Узбеккино». В случаях, предусмотренных абзацами седьмым-восьмым пункта 1 настоящего постановления, конкурс не проводится;
с частным партнером заключает соответственно в своей системе Министерство культуры или Национальное агентство «Узбеккино» как партнер со стороны государства и проводит мониторинг выполнения частным партнером условий соглашения.
4. Принять предложения Министерства культуры, Национального агентства «Узбеккино», Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного комитета по инвестициям, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:
об аккумулировании на отдельно открываемом счете Фонда финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – специальный счет) средств, направляемых на финансирование развития негосударственных учреждений культуры и искусства и мероприятий по стимулированию государственно-частного партнерства;
о введении порядка выделения из Государственного бюджета Республики Узбекистан субсидий негосударственным учреждениям культуры и искусства, созданным на основе условий государственно-частного партнерства, для покрытия части их расходов исходя из годовых доходов и расходов государственных учреждений культуры и искусства.
5. Определить источниками формирования специального счета:
кредиты в сумме, эквивалентной 100 миллионам долларов США, выделяемым Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан;
целевые средства Государственного бюджета для покрытия части процентных платежей, превышающей 7 процентов, по кредитам, выделяемым коммерческими банками на основе государственно-частного партнерства в целях создания на базе государственных учреждений культуры и искусства негосударственных учреждений культуры и искусства;
благотворительные пожертвования, кредиты (займы) и гранты международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций и других доноров;
доходы, получаемые от размещения временно свободных средств специального счета;
другие источники, не запрещенные законодательством.
6. Установить, что:
средства специального счета предоставляются коммерческим банкам на беспроцентной основе для выделения льготного кредита на строительство, реконструкцию и ремонт объектов соглашения о государственно-частном партнерстве с целью организации негосударственных учреждений культуры и искусства на базе театров, кинотеатров, центров культуры и досуга населения, парков культуры и отдыха, концертных залов, зоопарков и других объектов культуры в районах и отдаленной сельской местности;
льготные кредиты за счет средств специального счета выделяются коммерческими банками субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, по ставке 7 процентов годовых сроком на 10 лет, в том числе с 3-летним льготным периодом.
7. Установить следующие сроки действия соглашений о государственно-частном партнерстве:
соглашение о предоставлении земельных участков в постоянное пользование на безвозмездной основе для строительства зданий негосударственных учреждений культуры и искусства – не менее 30 лет;
соглашение о предоставлении на безвозмездной основе земельных участков для строительства объектов негосударственных учреждений культуры и искусства с условием реконструкции и оснащения существующих зданий государственных учреждений культуры и искусства с последующим шефством – не менее 30 лет;
соглашение о реализации в установленном законодательством порядке по «нулевой» выкупной стоимости пустующих объектов государственной собственности, в том числе зданий нефункционирующих государственных учреждений культуры и искусства – не менее 30 лет;
соглашение о предоставлении неиспользуемых зданий государственных учреждений культуры и искусства (или их части) для целевого пользования частным партнерам по «нулевой» ставке арендного платежа – до 30 лет;
соглашение о выделении земельного участка для строительства или здания для реконструкции и оснащения на основе концессии – до 15 лет;
соглашение о материально-техническом, финансовом и методическом обеспечении негосударственных учреждений культуры и искусства, созданных на базе имущества частного партнера, – не менее 10 лет;
соглашение об осуществлении благотворительной деятельности в форме шефства – не менее 1 года.
Со дня организации негосударственного учреждения культуры и искусства, начавшего деятельность на основе полученного льготного кредита или на объектах, переданных субъектам предпринимательства на условиях государственно-частного партнерства, его перепрофилирование запрещается в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве.
8. Освободить негосударственные учреждения культуры и искусства, созданные на условиях государственно-частного партнерства:
по основному виду деятельности от уплаты всех видов налогов
и обязательных отчислений в государственные целевые фонды;
сроком на 3 года со дня заключения соглашения о государственно-частном партнерстве от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) технические средства и другое оборудование, ввозимые по перечням, формируемым в установленном порядке, для собственных нужд.
Определить, что налоговые и таможенные льготы, указанные в данном пункте, применяются к негосударственным учреждениям культуры и искусства, у которых доля чистой выручки от оказания услуг в сфере культуры и искусства в общем объеме реализации составляет не менее 80 процентов по итогам отчетного (налогового) периода.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерством культуры и Национальным агентством «Узбеккино» в месячный срок провести инвентаризацию и составить список пустующих объектов государственной собственности, а также нефункционирующих зданий и сооружений государственных учреждений культуры и искусства, подлежащих реконструкции и капитальному ремонту;
ежегодно до 1 февраля определять земельные участки, которые могут быть отведены в постоянное пользование на безвозмездной основе для строительства зданий негосударственных учреждений культуры и искусства на условиях государственно-частного партнерства, и предоставлять утвержденные списки этих земельных участков Министерству культуры и Национальному агентству «Узбеккино»;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру в краткие сроки обеспечить выделение земельного участка для организации негосударственного учреждения культуры и искусства, а также государственную регистрацию права на земельный участок;
при строительстве негосударственных учреждений культуры и искусства обеспечить их за счет средств местных бюджетов необходимой внешней инженерно-коммуникационной инфраструктурой (электрической энергией, газоснабжением, водоснабжением, канализацией, автомобильными дорогами и другими) и покрытие проектных расходов.
10. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок:
утвердить положение о государственно-частном партнерстве в сфере культуры и искусства;
утвердить список объектов государственной собственности, выдаваемых на основе государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства, и обеспечить его ежегодное обновление.
11. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством культуры, Национальным агентством «Узбеккино» и Государственным комитетом по инвестициям в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающего:
порядок использования средств специального счета;
порядок выделения из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан субсидий учреждениям культуры и искусства, функционирующим на условиях государственно-частного партнерства.
12. Создать в структуре центрального аппарата Министерства культуры Республики Узбекистан:
управление по организации деятельности учреждений культуры и искусства, на основе государственно-частного партнерства с 3 штатными единицами;
отдел мониторинга проектов государственно-частного партнерства с 2 штатными единицами;
управление по работе с ЮНЕСКО с 3 штатными единицами.
13. Министерству культуры Республики Узбекистан и Национальному агентству «Узбеккино»:
совместно с Советом министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить мониторинг мероприятий, осуществленных на основе государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства, и ежеквартально представлять в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о проделанной работе;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям принять меры по привлечению иностранных инвестиций в сферу культуры и искусства.
14. Министерству строительства Республики Узбекистан в рамках реализации соглашения о государственно-частном партнерстве в установленном порядке обеспечить проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и установить системный контроль за качественным осуществлением строительно-монтажных работ и соблюдением градостроительных норм и правил.
15. Установить, что министр культуры Республики Узбекистан, генеральный директор Национального агентства «Узбеккино», председатель Совета министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию соглашений о государственно-частном партнерстве и соблюдение частными партнерами возложенных на них обязательств.
16. Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан организовать проведение среди предпринимателей широкой разъяснительной работы о предусмотренных настоящим постановлением льготах и преференциях, а также механизмах государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства.
17. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана и другим средствам массовой информации организовать широкое освещение и доведение до населения сути и значения настоящего постановления.
18. Внести изменения в постановление Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2017 года №ПП-2778 «Об организации деятельности Министерства культуры Республики Узбекистан» согласно приложению.
19. Министерству культуры совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
"О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан"
1. Установить с 1 августа 2018 года порядок, в соответствии с которым:
добросовестно действующему инвестору и субъекту предпринимательства возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа (должностного лица), полагаясь на законную силу которого, использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами, в случае последующего признания данного акта недействительным или его отмены;
вопрос отмены или изменения административного акта государственного органа (должностного лица), в случаях если это затрагивает законные интересы добросовестного инвестора и субъекта предпринимательства, рассматривается в судебном порядке, за исключением случаев, если его сохранение создает угрозу общественным интересам.
2. Определить, что с 1 сентября 2018 года:
принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;
снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;
убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.
3. Установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:
предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;
выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;
обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;
строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;
исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.
4. Внедрить с 1 октября 2018 года следующие новые механизмы предоставления земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности:
долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов;
реализация через аукцион права постоянного владения земельными участками для строительства объектов недвижимости (гостиниц, торговых объектов, культурно-развлекательных комплексов, объектов бытового обслуживания, образовательных и медицинских организаций, дорожной инфраструктуры и др.).
5. Предоставить право:
хокимам районов (городов) осуществлять отвод земельного участка несельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду предприятиям с иностранными инвестициями на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента заключать инвестиционные договора с иностранными инвесторами при реализации инвестиционных проектов с долей иностранных инвестиций в эквиваленте не более 10 миллионов долларов США, в пределах полномочий и в порядке, установленных законодательством;
Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента принимать решения о реализации неиспользуемых объектов государственной собственности (за исключением объектов, перечисленных в приложениях №№ 1 и 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2017 года № ПП-3067 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур реализации объектов государственной собственности»), совокупная площадь которых составляет свыше 2000 кв.м., но не более 5000 кв.м., для реализации инвестиционных проектов.
6. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства экономики и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:
снижении минимального размера доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;
отмене требования по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями;
снижении минимального размера уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 миллионов сумов до 400 миллионов сумов;
снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;
определении минимального размера уставного фонда акционерного общества в 400 миллионов сумов;
отмене обязательного порядка заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт», а также таможенного оформления плодоовощной продукции, проводимого без заключения экспортного контракта, на основании инвойса, по ценам не ниже цен, указанных на официальном веб-сайте АО «Узагроэкспорт».
7. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан – председателю Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадову С.Р.:
обеспечить скоординированность действий уполномоченных органов по вопросам привлечения и всесторонней поддержки иностранных инвестиций исходя из компетенции каждого из них;
проводить заслушивание ежемесячных отчетов руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, советников по торгово-экономическим вопросам о реализации государственной инвестиционной политики с оценкой хода выполнения ключевых задач в данной области, в том числе с применением возможностей информационно-коммуникационных технологий;
расширить привлечение иностранных инвестиций путем организации международных конференций, семинаров, крупных инвестиционных форумов для широкого информирования иностранных инвесторов об экономическом потенциале страны, созданных благоприятных условиях для ведения бизнеса.
8. Возложить персональную ответственность на:
руководителей комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, министерств, ведомств и хозяйственных объединений – за эффективную реализацию принятых решений по развитию инвестиционного климата, оказание необходимой поддержки иностранным инвесторам, качественное и оперативное рассмотрение инвестиционных заявок, проведение согласовательных процедур по инвестиционным заявкам, а также социально-экономическое развитие и решение проблемных вопросов в области инвестиционной деятельности;
председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента – за оказание всей необходимой поддержки иностранным инвесторам, оперативное рассмотрение инвестиционных заявок с налаживанием прямого и открытого диалога с инвесторами, систематическим проведением личного приема инвесторов, обеспечение доступа к соответствующей инфраструктуре, предоставление земельных участков, выдачу разрешительных документов, своевременное проведение согласовательных процедур по инвестиционным заявкам, системный мониторинг реализации инвестиционных проектов;
руководителя Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции – за проведение тщательной инвентаризации бездействующих или незавершенных строительством объектов, неэффективно используемых производственных помещений и земель для размещения на них инвестиционных проектов с участием прямых инвестиций;
председателя АО «Узбекэнерго», председателя АО «Узтрансгаз», министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента – за строительство и подключение производственных площадей инвесторов к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение инвесторов электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями;
председателя Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан – за оказание инвесторам консультативной помощи в реализации инвестиционных проектов в регионах республики.
9. Предоставить право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Республику Узбекистан в размере не менее 8500-кратного минимального размера заработной платы, установленного в Республике Узбекистан на момент внесения инвестиций, в виде приобретения акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия, получать многократную трехлетнюю визу с возможностью неограниченного количества продления срока ее действия без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан.
Министерству внутренних дел Республики Узбекистан внести предложения по внедрению порядка присвоения статуса «Почетный гражданин» иностранным лицам, внесшим значительные инвестиции в приоритетные сферы экономики страны.
10. Утвердить Программу мер по повышению инвестиционной привлекательности страны согласно приложению.
Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных в Программе мер.
11. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года разработать и внести в установленном порядке проект унифицированного законодательного акта в области инвестиционной деятельности, направленного на создание максимально благоприятных условий для инвестирования.
12. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного управления и иными организациями, независимо от подчиненности, действующего законодательства по защите прав и гарантий инвесторов с принятием действенных мер по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
13. Министерству юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
совместно с Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
провести инвентаризацию ведомственных нормативно-правовых актов на предмет выявления в них норм и положений, препятствующих или затрудняющих инвестиционную деятельность, с принятием мер по их устранению.