На фоне беспрецедентного демографического вызова, который выражается в сокращении населения третий год подряд, власти Китайской Народной Республики анонсировали пакет прямых финансовых стимулов для семей. С начала 2025 года каждая семья в стране будет получать ежегодное пособие в размере 3600 юаней-что эквивалентно примерно 500 долларам США-на каждого ребенка до достижения им трехлетнего возраста. Ожидается, что данной мерой поддержки воспользуются более 20 миллионов семей по всей стране.
Эта инициатива стала частью более широкой национальной стратегии, нацеленной на снижение финансовой нагрузки на родителей и создание «дружественной к рождению» среды. Примечательно, что финансирование новой программы будет осуществляться напрямую из центрального бюджета, что снимает нагрузку с местных властей и гарантирует равномерное распределение средств по всем регионам. Помимо прямых выплат, с нового учебного года вводится бесплатное обучение для воспитанников выпускных групп в государственных детских садах, а также предусмотрено снижение оплаты для частных садов, отвечающих определенным государственным стандартам. Правительство также обязалось компенсировать выпадающие доходы образовательным учреждениям и обеспечить строгий контроль за целевым использованием субсидий.
В то время как Пекин разворачивает дорогостоящую государственную программу, нацеленную на долгосрочное укрепление человеческого капитала, в Узбекистане наблюдается совершенно иная картина. Несмотря на то, что и здесь в 2024 году было зафиксировано снижение рождаемости и самое низкое за десятилетие число заключенных браков, системный подход к стимулированию рождаемости на государственном уровне пока не сформирован.
В публичном пространстве и социальных сетях республики все чаще звучат призывы, идущие вразрез с глобальными тенденциями поддержки семьи. Вместо обсуждения комплексных экономических мер, аналогичных китайским, фокус смещается в сторону неконструктивных дискуссий, которые не способствуют созданию в обществе атмосферы, благоприятной для рождения и воспитания детей. Если в Китае осознали, что демографическое преимущество-это основа стабильного развития, и перешли от политики сдерживания к активному стимулированию, то в Узбекистане ценность человеческого потенциала как будто отходит на второй план.
Действия китайского правительства, хотя и оцениваются экспертами как недостаточные для радикального перелома демографической тенденции, демонстрируют четкий сдвиг в сторону прямого инвестирования в семью. Демографы подчеркивают, что для достижения значимого эффекта необходимы системные вложения в доступное дошкольное образование, защиту прав женщин и снижение экономической нестабильности-именно по этому пути, пусть и с запозданием, пошел Китай.
В Узбекистане же меры поддержки зачастую носят локальный или адресный характер, ориентированный на малообеспеченные слои населения, но не создают универсальных стимулов для всех семей. Пока не будет выработана единая национальная стратегия, подобная китайской, где поддержка семьи возведена в ранг государственного приоритета, страна рискует и дальше терять свой самый ценный актив - людей.
Согласно исследованию пекинского Института демографических исследований Юйва, Китай является одной из стран с самыми высокими затратами на воспитание детей в мире по отношению к ВВП на душу населения.